Удивительно мудрая повесть, чрезвычайно изящная, тонкая, заставляющая взглянуть на многие вещи иначе. После прочтения книги и просмотра фильма остается ощущение хрупкости жизни и сожаления о некоторых поступках...
«Иногда шаг навстречу другому - величайшее путешествие в жизни.»
Терпение, внимание, шаги навстречу друг другу помогут понять и простить близких людей. Ведь жизнь непростая штука... иногда слишком поздно понимаешь, что в ней действительно важно.
Узорный покров
Уи́льям Со́мерсет Мо́эм / William Somerset Maugham
1925 год
Этот роман Моэм писал живя во Флоренции, поедая спагетти до отвала, как он сам говорил, любуясь куполом собора из окна и прогуливаясь по улицам города с путеводителем. Еще он прочитал недавно «Ад» Данте и «Чистилище», в котором нашел историю сиенской дворянки Пии, чей муж, заподозрив ее в неверности, но опасаясь мести ее знатной родни в том случае, если он велит ее убить, увез ее в свой замок в Маремме, в расчете, что тамошние ядовитые испарения с успехом заменят палача; однако она не умирала так долго, что он потерял терпение и приказал выбросить ее из окна.
История эта почему-то поразила воображение Моэма и он постоянно о ней думал как о сюжете к своему новому роману. Он хотел воплотить эту историю в современной обстановке, но никак не находил подходящие события, пока не совершил долгое путешествие в Китай.
Название для романа Моэм нашел у Перси Биши Шелли в сонете...
Узорный не откидывай покров,
Что жизнью мы зовем, пока живем,
Хотя, помимо призрачных даров,
Не обретаем ничего на нем;
Над бездною, где нет иных миров,
Лишь судьбы наши: страх с мечтой вдвоем.
Я знал того, кто превозмог запрет,
Любви взыскуя нежным сердцем так,
Что был он там, где никакой привет
Не обнадежит нас, где только мрак;
Неосторожный шел за шагом шаг,
Среди теней блуждающий просвет,
Дух в чаянье обетованных благ,
Взыскуя истины, которой нет.
Есть другой перевод...
Не поднимайте тот покров, который
Зовут живые жизнью: пусть на нем
Лишь вымысел мерцает беглым сном,
Все то, чему хотели б верить взоры,
Два духа, Страх и Чаянье, как воры,
Таятся там, во мраке роковом,
И тени ткут в провале снов глухом,
Над бездной создают свои узоры.
Был некто, кем покров приподнят был:
Любить хотел он, — но в широком мире
Он никого, увы, не полюбил.
Свет в тени, зрячий меж слепых на пире,
Ждал правды он, спасения от зол
И, как Пророк в пустыне, не нашел.
Узорный покров - это роман о становлении личности, об обретении себя, о переосмыслении жизненных ориентиров. В романе хорошо прослеживается тема Дао (в фильме этого нет). Через страдания, унижения, страсть, пример жизни людей и их самопожертвования, смерть другого человека Китти освобождается от навязанных обществом и ее семьей ценностей. Чтобы найти себя ей пришлось совершить этот долгий Путь (Дао).
«- Я чего-то ищу, чего - сама не знаю. Но знаю, что это очень важно и что, если найти, все пойдет по-другому. Может быть, это известно монахиням; но, когда я с ними, я чувствую, что они знают секрет, которым не хотят делиться. Почему-то мне пришло в голову, что, если я увижу эту женщину, мне станет понятно, чего я ищу. Может, она мне и сказала бы, если б могла.
- А почему вы думаете, что она это знает?
Китти искоса поглядела на него и ответила вопросом на вопрос:
- А вы это знаете?
Он пожал плечами.
- Дао. Путь. Одни из нас ищут его в опиуме, другие в Боге, кто в вине, кто в любви. А Путь для всех один и ведет в никуда.»
«- Не могу вам выразить, как меня взволновало то, что я увидела в монастыре. Эти монахини - поразительные женщины, перед ними я чувствую себя полным ничтожеством. Они от всего отказались, бросили все: дом, родину, любовь, детей, свободу; и все те мелочи, от которых отказаться, может быть, еще труднее, - цветы и зеленые луга, прогулки осенним днем, книги, музыку, комфорт - на всем поставили крест. И ради чего? Что их ждет взамен? Жизнь, полная самопожертвования и лишений, послушание, изнуряющая работа и молитва. Этот мир для них поистине место изгнания. Жизнь - крест, который они несут добровольно, но в сердце их не умирает ожидание - да что там, это куда сильнее - не ожидание, а страстное желание смерти, которая откроет перед ними жизнь бесконечную.
Китти стиснула руки в горестном недоумении.
- И что же?
- А если "жизни бесконечной" нет? Подумайте, что это значит, если со смертью действительно кончается все? Они от всего отказались - и не получили ничего. Их обманули. Одурачили.
Уоддингтон ответил не сразу.
- Вот не знаю. Не знаю, так ли уж это важно, что их высокая цель оказалась иллюзией. Жизнь их сама по себе прекрасна. Мне представляется, что на мир, в котором мы живем, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создает из хаоса. Картины, музыка, книги, которые он пишет, жизнь, которую ему удается прожить. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства.
Китти вздохнула. Его рассуждения показались ей сухими. Ей было этого мало.
- Вы бывали на симфонических концертах? - продолжал он.
- Бывала, - улыбнулась она. - В музыке я мало что смыслю, но слушать очень люблю.
- Каждый музыкант в оркестре играет на своем инструменте, и много ли ему известно о тех сложных гармониях, что из этого рождаются? Он играет только свою, порой очень скромную партию. Но он знает, что симфония чудесна, чудесна, даже если никто ее не слышит, и он доволен тем, что в ней участвует.
- Вы как-то говорили о Дао, - сказала Китти. - Объясните мне, что это такое.
Уоддингтон кинул на нее быстрый взгляд, секунду колебался, а потом заговорил с едва заметной улыбкой.
- Это Путь и Путник. Это вечная дорога, по которой движется все живое, но ее никто не создал, ибо она сама - живая. Она все и ничто. От нее все возникает, ей подчиняется и к ней в конечном счете возвращается. Это квадрат без углов, звук, не слышный уху, образ без формы. Это необъятная сеть, и, хотя ячейки ее огромны, как море, она ничего сквозь себя не пропускает. Это святая святых, где все могут найти прибежище. Оно - нигде, но его можно увидеть и не выглянув из окна. Не желай желать, учит оно, предоставь всему идти своими путями. Смиряющийся будет сохранен. Сгибающийся будет выпрямлен. Неудача - основа успеха, а в успехе таится зародыш неудачи; но кто скажет, когда одно сменится другим? Стремящийся к нежности может уподобиться малому ребенку. Доброта приносит победу нападающему и спасение защищающемуся. Могуществен тот, кто одолеет себя.
- А это что-нибудь значит?
- Когда вольешь в себя стаканчиков десять и смотришь на звезды, иногда кажется, что как будто и значит.»
«- Не забывайте, дитя мое, душевный покой можно обрести не в работе или в удовольствиях; не в миру или в монастыре, а только в своем сердце.»
Я люблю и книгу и фильм, но они очень разные... В книге нет любви, в фильме она есть.
Разрисованная вуаль
по мотивам романа Уильяма С. Моэма
режиссер Д. Кёрран
2006 год
Многие недовольны сюжетом фильма потому что он не такой как роман, по которому он снят. А по мне так фильмы и не бывают копией произведений, какой в них тогда смысл... да и указано, что он снят лишь по мотивам...
Фильм Разрисованная вуаль - это рассуждения о смысле жизни и ее тонких граней, чудесные пейзажи Китайских долин.
Сценаристу Р. Нисванеру удалось сотворить вместо довольно жестокой, без капли сентиментальности истории, описанной в романе, невероятно трогательную, трагическую, нежную историю о любви и прощении, он создал новый роман, изменив финальную часть оригинала, а вместе с ним и весь смысл.
Если бы фильм снимали точно по книге, то мы не увидели бы совершенно потрясающий кадр, когда Уолтер в полоборота стоит в проеме двери, снимает рубашку и наблюдает за Китти, а потом они встречаются взглядами... это молчание, освещение, опьянение...
Восхищение вызывает неимоверная красота пейзажей и печальная музыка, нежность рассвета и гладь китайской реки... все прекрасно в этом фильме.
История о мужчине и женщине, убедившихся в том, как сложно распознать истину под тонким кружевом вуали, которая скрывает чувства близкого человека, мешая правильно понять сокрытое под ней.
Фильм имеет награду за саундтреки Александра Деспла - Золотой глобус, которые я конечно сразу после просмотра фильма скачала в свой плейлист.
Фильм невероятно красив - герои, места, музыка, костюмы, детали... сюжет. Я часто пересматриваю его, это мой самый любимый фильм.
Китай 1925 год. Зеленые рисовые поля, влажность и мелкий дождь льется стеной превращая землю под ногами в грязь, крестьяне с удивлением смотрят на белых людей, сидящих на дорожных чемоданах. Что же они делают в этом богом забытом крае, в котором люди умирают сотнями ежедневно...
Научиться прощать, принимать и главное понимать людей, тебя окружающих, не довольствоваться поверхностными мнениями, а видеть сквозь тонкую вуаль истинный облик - все это кажется таким простым, а справляются лишь немногие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий