20 мар. 2020 г.

Муми-книги - Moomin The art and The story

Официальная книга выставки муми-троллей в Японии.



Замечательная книга! Как только получила, я просмотрела ее наверное раз пять, пролистывала до конца и возвращалась к началу :) В ней собрано столько интересного о муми - от всех 9 повестей до рекламы и товаров с ними! 



Moomin 
The art and The story 
/ Муми искусство и история

Moomin Exhibition Official Pictorial Record Book Japan Limited Edition / Официальная иллюстрированная книга выставки Муми-тролли в Японии
2019


Помимо около 500 экспонатов, таких как оригинальные изображения всех повестей и необычные рекламные объявления и товары, книга также включает фотографии Туве Янссон и ее взаимосвясь с Японией. 





В 1986 году художница Туве Янссон подарила муниципальному художественному музею Тампере уникальную коллекцию книг и картин с муми-троллями. Позже, вместе с Тууликки и их другом Пентти Астра, они также подарили дом муми-троллей, который построили сами. 


Приблизительно 2000 коллекций были выставлены в Музее Долины муми-троллей в городской библиотеке Тампере с 1987 по 2012 года, а затем перемещены в Городской художественный музей Тампере и постоянно выставлялись с января 2013 года по октябрь 2016 года. А 17 июня 2017 года Музей муми-троллей был вновь открыт в эксклюзивном выставочном пространстве в Тампере-холле, крупнейшем конференц-зале и культурном центре Северной Европы. Это имя широко известно во всем мире, а также является кандидатом на звание Европейского музея 2019 года. Музей муми-троллей, созданн в соответствии с тем, как видела музей Туве, без шума и суеты, представляя собой пространство, которое выглядит как сказочная страна. 


Туве написала первый рассказ о муми-троллях во время Второй мировой войны в тяжелом настроении. 

«Я хотела сбежать из раздираемого войной мира и пригласить себя в яркий и оптимистичный мир, в котором все жители живут жизнью, полной приключений и никогда не теряют уверенности, что все будет хорошо.» 


«Это именно то, что мы хотим передать на выставке муми-троллей». – Городской художественный музей Тампере Директор музея муми-троллей, Тайна Мурри Харуэ






Дизайн этой мини книжечки был сделан г-ном Йори Осима, который отвечал за художественное руководство выставки в Японии. И надо сказать сделана она с присущим японцам вкусом великолепно. 



Книга составлена из бумаги разной текстуры - матовая, глянцевая, газетная...  как-будто кто-то долгие годы собирал и подшивал все про муми-троллей из разных источников. Книгу очень приятно держать в руках, маленький формат, приятная обложка, на которую поместили персонажей, которые пришли в банк... Эта иллюстрация является визитной карточкой выставки в Японии и с ней выпускалось много разной продукции. 



Так приятно :) продавец из Японии написал на бумажке с цветками сакуры. 



Муми-тролли в Японии очень популярны в различных формах, таких как повести, манга, иллюстрированные книги и произведения. Эта выставка представит очарование разнообразного мира и истории муми-троллей в Музее в Тампере, Финляндия, а также ценную коллекцию муми-троллей, которую создала сама Туве. Помимо иллюстраций к девяти повестям и книжкам с картинками, в музее есть около 500 различных товаров с муми-троллями и их друзьями, в том числе ранние фигурки муми-троллей, корпоративная реклама и муми-тролли, которые появлялись на сцене. 


«В ознаменование 100-летия установления дипломатических отношений между Японией и Финляндией в 2019 году мы также прольем свет на отношения Туве к Японии, пообщаемся с японскими переводчиками, и попробуем сравнить работы укиё-э и Туве. Многие люди внесли свой вклад в проведение этой выставки. Выражаем искреннюю благодарность всем владельцам, выставившим свои ценные работы и материалы, а также всем заинтересованным лицам за поддержку и сотрудничество.» 


«После смерти Туве Янссон в ее мастерской мы (Moomin Characters) нашли множество эскизов, иллюстраций, коммерческих проектов близких к завершению. Разнообразие этих сокровищ составляет основу нашей коллекции. Также мы стараемся выкупить выставленные на продажу работы. Таким же образом нашу коллекцию пополнили текстильные изделия, предназначенные для кукол Finlayson, Atelier Fauni и т. д. Эта выставка, на которой будут представлены эти различные работы, станет возможностью показать, что Туве - талантливая художница.


«Туве была знакома с японским и азиатским искусством с раннего возраста. Хотя прямо не заявляла о влиянии укиё-э на свое творчество, но я думаю, что это замечательно, что работы Туве и японское искусство очень похожи. Туве однажды сказала мне, что дождь в Японии и Китае прекрасен. Иллюстрации в «Муми-папа и море» напоминают дождь в стиле укиё-э. 

Янссоны были открытой семьей, как если бы двери Муми-дома были открыты. В доме царила приветливая атмосфера. Янссоны ценили смелость принять неизвестное. Муми-мама - хороший тому пример. Она всегда рада гостям и согреет промокших или опечаленых горячим напитком. 

Лето Туве проводила в домике на небольшом острове. Ключ от него весел на видном месте снаружи, а еа подоконнике карточка с надписью «Пожалуйста, откройте дверь, не разбивая окно». Если в море погода внезапно ухудшилась, и вам, возможно, придется высадиться на остров, то дом всегда был открыт для таких людей. Этот дух гостеприимства отражен в искусстве, литературе и жизни Туве. Мы надеемся, что японские поклонники муми-троллей откроют для себя новое очарование работ Туве через эту выставку. Это прекрасная возможность соприкоснуться с историями про муми-троллей.» – Председатель, креативный директор, София Янссон. 



История Долины муми-троллей


Наброски ко всем 9 повестям про муми-троллей, включая иллюстрации вошедшие в разные издания.



Маленькое существо, появилось как альтер эго автора в углу карикатур, которые она рисовала. Туве Янссон оживила его, назвав Муми-троллем и поместила его в качестве главного героя в историю, которую начала писать, чтобы убежать от происходящего во время войны.  

Туве говорила, что писала для себя, а не для детей, но в результате муми-мир полюбил широкий круг читателей от детей до взрослых во всем мире. 

Иллюстрации, нарисованные с помощью черной туши тонкими линиями стали визитной карточкой Туве (теперь мы знаем, что она рисовала в японском стиле). 



В книге размещены все три комплекта иллюстраций к повести «Комета прилетела» разных годов - 1946, 1956, 1968. После публикации через год после окончания войны, Туве внесла значительные изменения в текст и изображения, и в 1968 году он стал окончательным. 

Повесть «Мемуары Муми-папы» тоже подвергалась изменениям - 1948, 1968. 


В книге рассказывается небольшая история создания каждой повести и их кратное содержание. 




В книге представлен отрывок шведской версии первого издания «Зима в долине Муми». В книге прослеживаются изменения иллюстрации от первого издания в 1957 году к последующему в 1961. 



















Организаторы выставки составили очень 

хорошую книжку, которая рассказывает кто такая Туве и муми-тролли. 








2 Рождение Муми-троллей 


По одной из версий муми-тролль - это призрак, который дует холодным дыханием на затылок. Так пугал Туве дядя Эйнала во время ее учебы в Швеции. Другая верстия - Туве, поссорившись со своим младшим братом, нарисовала на стене туалета существо с сердитым лицом которого назвала Снорк. В рисунках для журнала Гарм тоже нарисован муми-тролль, которого зовут Снорк. 

Существа с большими носами появлялись черными в 1930-х и 1940-х годах (возможно из-за войны), со временем они изменили цвет на белый.




Сатирический журнал для шведских финнов Гарм издавался один-два раза в месяц в Хельсинки с декабря 1923 по декабрь 1953 года. 

Мать Туве Янссон, Сигне (по прозвищу Хэм), рисовала иллюстрации с первого выпуска, с 1929 года доя журнала начали рисовать Туве. Сигне также рисовала иллюстрации черной собаки, которая является изображением Гарма, сторожевой собаки подземного мира, фигурирующей в скандинавской мифологии, что, можно сказать, является торговой маркой журнала.  

Вторая мировая война оказала большое влияние на Туве и ее творчество. Это было очень трудное время для Туве, так как двух ее братьев вызвали на войну. Ее младший брат был дважды ранен и все же вернулся на передовую. У Туве также были друзья-евреи художник Сэм Ванни (1908–1992) и фотограф Ева Коникова (1909–1999), которая эмигрировала в США в 1941 году. Отец и скульптор Туве Виктор Янссон (по прозвищу Фаффан) участвовал в Гражданской войне в Финляндии в 1918 году, до окончания Первой мировой войны, и его опыт продолжал влиять на него на протяжении всей его жизни. 

Иллюстрации Туве, опубликованные в Гарме сильно омрачены Зимней войной (1939-1940) и войной-продолжением (1941-1944), когда материковая Финляндия стала полем битвы во время Второй мировой войны. На них изображены люди, страдающие от нехватки продовольствия и напуганные воздушными налетами. Это было то, что испытала на себе Туве, но она старалась добавить юмора к таким темным иллюстрациям. Однако иллюстрации Туве, высмеивающие войну, иногда подвергались резкой критике. 

В середине 1940-х годов на иллюстрациях Гарма появился маленький тролль, который, кажется, жестикулирует, чтобы объяснить иллюстрации.

Туве с 1937 по 1952 года иллюстрировала еще рождественский журнал Люцифер издаваемый финско-шведской издательской ассоциацией с 1911 года. Одна из иллюстраций (кат. № 271 272) к книге Джека Гордеманна «Бухгалтерский директор, уставший от жизни», которая будет впервые выпущена в Японии.


3 Место создания 

В 1944 году, незадолго до окончания войны, у Туве появилась собственная мастерская, о которой она мечтала. Мастерская на верхнем этаже здания в Хельсинки представляет собой «башенное» помещение с высокими потолками и окнами. До своей смерти в 2001 году Туве работала в ней над множеством проектов, включая работы с муми-троллями, а также иллюстрации для детской литературы, романов и картин.





Наряду с этой мастерской важным местом для творчества был изолированный остров у побережья Пеллинге, региона архипелага на юге Финляндии. Пеллинг также был местом для семейного отдыха Туве с семьей с раннего возраста.  


С комиксами о муми-троллях в 1950-х годах, когда они приобрели мировую популярность, Туве захотелось убежать от всех хлопот и посетителей и погрузиться в свои творения.  

Осенью 1964 года Туве вместе со своей подругой графическим дизайнером Тууликки Пиетила строит дом на острове Клюве. Ей очень нравилось жить на маленьком скалистом острове без воды и электричества, и она проводила там все лето. 

Его любовь к островам и морю воплотилась в работах, изображающих прекрасное лето архипелага, таких как «Лето девушки Софии» (1972 г.) и «Рекорд жизни на острове» (1996 г., иллюстрировано Тууликки). 






Трехмерная работа Муми-дома началась в 1958 году с модели Муми-дома, созданной Пентти Астра. Туве была впечатлена и поглощена созданием этого дома вместе с Тууликки с 1976 по 1979 года он сделали большой Муми-дом высотой 2,5 метра. Ее младший брат Пер Олов сфотографировал интерьер этого дома, который был тщательно продуман в каждой комнате, а Туве написала еще и рассказ про него в 1980 году. 




Небольшая комната у входа в ателье в Хельсинки украшена гравюрами Тууликки и японскими и азиатскими картинами. Мастерская, в которой Туве прожила почти 60 лет, расположена на верхнем этаже улицы Улланлинна в центре Хельсинки. В 1960-х годах Туве поручила младшему брату Тууликки и финскому архитектору Рейме Пиетиля и его жене Рейме отремонтировать мастерскую, создав лофты, настенные книжные полки и винтовые лестницы.




4 Иллюстрированные книги про муми-троллей 

Помимо повестей и комиксов про муми-троллей, Туве написала еще четыре книжки с картинками. Интересно, что каждая нарисована в разной технике.  
«Что дальше?» (1952) - смелая история, которая показывает форму и цвет рисунка в дизайне, через отверстие на странице иллюстрированной книги.  
«Кто утешит Кнютта?» (1960) - имеет теплый и нежный взгляд на маленьких существ. Книга была публикована в ответ на чувство читателя признания в страдании отсутствия мужества и одиночества письма. 
«Опасное путешествие», в этой книге название другое - «Таинственное путешествие в долину Муми-троллей» (1977) и оно мне нравится больше - это приключенческий жанр напоминающий ранние работы Туве. Видно влияние шведской писательницы-книжки с картинками Эльзы Бесков и художника Джона Бауэра, с которым Туве была знакома в детстве. Фактически, это была ее последняя работа о муми-троллях.  
«Злодей в Муми-доме» (1980) - единственная совместная работа с младшим братом фотографа Пером Улофои. 
















5 Муми-тролль, выпрыгнувший из мира 1950-х

Книги про муми-троллей были написаны на шведском языке, переведены и опубликованы на английском языке в Соединенном Королевстве в 1950 году и в Соединенных Штатах в 1951 году.  Муми-тролли распространились по всему миру и  быстро стали очень популярными. И только в 1955 году наконец начали переводиться на финский язык, и их признание в Финляндии, их родной стране, возросло. Весной 1956 года универмаг Stockmann в Хельсинки запустил кампанию по продаже товаров с муми-троллями, такие как керамика, ткани, одежда, носовые платки и пасхальные открытки. Товары разработанные самой Туве, включали в себя множество тщательно созданных предметов, таких как обои, куклы и Адвен-календари. 

В настоящее время Финлейсон, финский производитель текстиля, до сих пор производит товары с муми-троллями, керамическая компания Арабия производит посуду.




В этой рекламе использовалось выражение – Hur Gick Det Sen? / Что дальше?, которое было названием для книжки-картинки в 1952 году. 

Туве долгое время пользовалась кредитами банков на аренду своей художественной студии, на постройку дома... многие считали ее очень богатой, но ощутимый доход она начала получать только от продажи комиксов...  







Это очень редкая информация и иллюстрации. Японский музей разместил несколько иллюстраций из банковских рекламных брошюр на продукцию созданную в честь открытия выставки Moomin The art and The story посвященной муми-троллям.




В честь открытия выставки была создана специальная кружка с изображением той же рекламной листовки. 





Семья муми-троллей из Театра









Немного об этой открытке… 

За свою обширную карьеру Туве Янссон  иллюстрировала открытки для разных компаний. В 1971 году ассортимент рождественских открыток ЮНИСЕФ включал открытку Wonder of Christmas / Чудо Рождества, а десять лет спустя  - March for Peace / Марш мира, которая понравилась далеко не всем. 

Крупнейшая газета Финляндии Helsingin Sanomat 24 декабря 1981 года опубликовала отзыв об открытке Марш за мир. Один из читателей был расстроен тем, что финское слово rauha / отсутствовало среди пяти языков, представленных на карточке, и решил, что не слишком значимы оказались Финляндия и финский язык для Туве.  

 

Туве Янссон отвечала на все письма, полученные от фанатов, лично, и хотя этот отзыв был опубликован в газете, Янссон сочла важным ответить и на него, а еще попросила опубликовать свой ответ в газете «в качестве любопытства». В своем письме она отвечает, что в черновике она написала слово мир на финском и многих других языках. Однако для окончательного варианта открытки ЮНИСЕФ выбрал только пять языков. 



Открытка Чудо Рождества была переиздана в 1995 году. Иллюстрация основана на картинке, которую Туве Янссон нарисовала для книги Сказки из Долины Муми-троллей / Невидимое дитя в 1962 году. Иллюстрация в рассказе Ель немного отличается от открытки ЮНИСЕФ, на ней, например, есть звезда на вершине, а не шелковая роза, как в книге. Туве Янссон писала: «Они смотрели на небо, черное и далекое, но полное звезд, в тысячу раз больше, чем летом. А сама большая висела точно над вершиной их ели».  


Осенью 2000 года ЮНИСЕФ попросил у Туве Янссон разрешения также перепечатать открытку Марш за мир. Туве была обрадована этой просьбой и сказала, что она более чем счастлива дать разрешение, что она все еще может сделать что-то хорошее для детей, хотя она больше не может рисовать. Художница Туве Янссон умерла летом 2001 года, а зимой 2001 года ЮНИСЕФ выпустил новое издание прекрасной открытки с темой мира.




Серия пасхальных открыток. 










Про финскую посуду Arabia, кружки которой я коллекционирую, совсем немного, а еще нет ничего про комиксы. Жаль, что книга только на японском, хотя текста в ней мало и все понятно :) 








Туве и Япония

Первый муми-тролль был представлен Японии в 1964 году в повести «Зима в долине муми-троллей». Шизука Ямамуро, переводчик, который несколько лет назад побывал в Европе, купил книжку в книжном магазине в Стокгольме и принес переведенную повесть издателю. Однако издатель для начала решил включить повесть «Зима в долине муми-троллей» в полное собрание мировой литературы для детей. Иллюстрации были не оригинальные, а нарисованы художником Тацуо Икеда. В то время японские художники часто добавляли свои рисунки в переведенные детские книги. В 1965 году была издана книга «Шляпа Волшебника» уже с оригинальными иллюстрациями, а в 1968 году наконец началось издание «Полного собрания сочинений Туве Янссон».  

Успех муми-троллей в Японии привел к созданию оригинального японского аниме-проекта для семейного просмотра. Телевизионное аниме муми-троллей, которое начало транслироваться в 1969 году, стало очень популярным. В 1971 году Туве была приглашена в Японию для продвижения программы. Туве приехала в Японию в сопровождении Тууликки Пиетиля. Закончив все работы, они отправились на частную экскурсию на Гавайи, материковую часть Соединенных Штатов и в Мексику. 

В 1990 году в эфир вышло новое аниме про муми-троллей, созданное Туве и Ларсом. Аниме неоднократно ретранслировалось и стало настолько популярным, что было повторно импортировано в его родную страну, что вновь разожгло муми-бум.  


На выставке, помимо работ Туве в стиле укиё-э, также представлены зарисовки, сделанные во время ее пребывания в Японии, и материалы, демонстрирующие ее взаимодействие с японскими переводчиками.




Туве интересовалась японской культурой, и в ее студии также были японские куклы и японские бумажные абажуры. В книге работы укиё-э и Туве размещены рядом, чтобы уведеть похожие техники, например, как изображала Туве природу, общий взгляд на пейзажи и композицию на картине, как она использовала тушь для штриховки. 






Туве позаимствовала стиль японских гравюр еще в детстве. 





Укиё-э - направление в изобразительном искусстве в Японии. Первоначально термин «укиё» / «плывущий мир» использовался в буддизме как «мир скорби», но записывался другими иероглифами. В эпоху Эдо, с появлением специально отведенных городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолетных наслаждений, мир любви».


Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма, а также художников-постимпрессионистов, таких как Винсент Ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.


– Википедия. 








Туве дважды посещала Японию в 1971 и 1990 годах. Обе поездки были направлены на продвижение телевизионных анимаций про муми-троллей. Во время своего первого визита в Японию она произнесла речь на японском языке. 

Туве очень любила Японию и наслаждалась временем пребывания в ней, посетила достопримечательности, такие, как Нара, Киото, Тоба и Хаконэ, и получила огромное удовольствие от поездки. Во время второго визита в Японию, помимо Тууликки, ее еще сопровождал брат Ларс. 




Открытки из личных коллекций. 


Сайт японской выставки: https://moomin-art.jp

Комментариев нет:

Отправить комментарий