5 нояб. 2021 г.

Муми-книги - В глубине ноября

События в книги происходят в конце осени. Муми-семейство отправилось на остров с маяком, а в Муми-долине наступила необычная осень… 


Про новую осень в Муми-доле, ощущение потери, про новых персонажей с отсутствием памяти, про старость… 



В глубине ноября 
/ Sent I November


Художница Туве Янссон / Tove Jansson 
Перевод со шведского Евгении Тиновицкой 
Издательство Азбука
2018

Впервые книга издана в 1970 году. 


Снусмумрик собрал свою палатку и отправился в путешествие, как обычно, но мелодия не получалась и он решил за ней вернуться в Муми-долину…

«Неторопливая поступь осени по направлению к зиме - не такое уж плохое время. Можно делать запасы, утепляться, готовиться что есть сил. Приятно подгрести всё своё поближе к себе, собраться с теплом и с мыслями и зарыться в глубокую и надёжную нору, в средоточие безопасности, прихватив всё важное, ценное, собственное. И пусть тогда морозы, бури и тьма приходят, сколько им заблагорассудится. Пусть ощупывают двери и разыскивают щели, чтобы пробраться внутрь, ничего у них не выйдет, – все двери крепко заперты, а за дверями сидит себе и посмеивается в тепле и одиночестве тот, кто обо всём подумал заранее.»



Туве описывает отличный прием, когда тебе грустно, тоскливо или страшно, вспоминать о чем-то хорошем и приятном или придумать историю, где тебе будет спокойно. Я часто перед сном, в тревожные дни, погружаюсь в какое-нибудь приятное воспоминание или что-нибудь придумываю, мне это помогает не крутить в голове навязчивые плохие мысли. 


«Вечерами, когда все расходились по домам и залив затихал, Хомса рассказывал себе историю своей собственной жизни. Это был рассказ о счастливой семье. Он пытался вспомнить это чувство – когда лес внезапно превращается в дикий сад, залитый солнцем, и повсюду трепещут на летнем ветерке зелёные листья, и трава зеленеет вокруг и сверху, а на траве солнечные пятна, и шмели жужжат, и чудесные запахи, и он всё идёт и идёт, пока не услышит, как бежит река.»



Всем этой осенью было не по себе. Снусмумрик забыл оставить прощальное письмо Муми-троллю, Филлифьонка чуть не упала с крыши и на время перестала убираться.


«От дождя и всей прежней жизни, в секунду пролетевшей мимо, Филифьонку зазнобило, и она решила сварить кофе. Но, открыв кухонный шкафчик, она вдруг впервые осознала, как много у нее посуды. Ужасно много кофейных чашек. Бесконечные миски, блюда, стопки тарелок, сотни предметов и приборов, и все для одной только филифьонки. Кому все это достанется, когда она умрет? – Но я же не умираю, – прошептала Филифьонка и захлопнула шкафчик.»


Хемуль тоже был немного страннее, сем обычно и много размышлял… 


«Хемуль проснулся, вспомнил, кто он, и пожалел, что он не кто-нибудь другой. Он чувствовал себя ещё более усталым, чем когда ложился, а впереди был новый день «, который будет тянуться до вечера, а за ним следующий, и ещё один, и все одинаковые именно такими и бывают у хемулей дни.»



«Хемуль внёс в гостиную поднос с кофе и поставил на овальный столик красного дерева. 

– Утром кофе обычно пьют на веранде, – сказал он. – Но для гостей накрывают в гостиной, особенно для тех, кто здесь в первый раз. 

Стулья были обиты тёмно-красным бархатом, и у каждого на спинке кружевная салфетка. Хомса боязливо оглядывал красивую, взрослую комнату. Он не решался сесть, мебель была слишком шикарная. До самого потолка высилась изразцовая печь - на изразцах сосновые шишки, верёвочка от вьюшки расшита жемчужными бусинами, латунные заслонки блестят. Блестел и комод, и на каждом ящике красовалась позолоченная ручка.

– Ну что же ты не садишься? – сказал Хемуль. 

Хомса присел на краешек стула, он не отводил глаз от фотографии на комоде. С фотографии смотрело покрытое серой шерстью существо с сердитыми, близко посаженными глазами и с хвостом. У существа была очень широкая морда. 

– Это их предок, – объяснил Хемуль. – С тех времён, когда они ещё жили за печью.»


Все в Муми-долине почувствовали желание посетить Муми-дом, но придя туда, обнаружили тишину и пустоту. Муми-семейство куда-то изчезло… 


Настоящие хюгге-секреты Мюмлы как быть счастливой :)


«Нет ничего приятнее, чем наслаждаться жизнью, и ничего легче. Мюмла никогда не испытывала жалости к тем, кого встречала и потом забывала, никогда не вмешивалась в чужие дела. Она смотрела на остальных и их хлопоты со спокойным удивлением. 

Раз в пять дней можно мыть голову дождевой водой. С приходом сумерек вздремнуть. По вечерам в кухне будет тепло после готовки... На мосту можно лежать и смотреть на бегущую воду. Или бегать, или пробираться по болоту в красных сапожках. Или свернуться клубочком и слушать, как стучит по крыше дождь. Наслаждаться жизнью - это очень просто.»



Староум - новый персонаж в Муми-долине олицетворяющий старость, которую видела Туве в своих родителях. А еще хомса Тофла / Киль, как прототип Туве. Он вечно фантазировал и выдумывал и от страха создал существо, которое росло и росло, пока Тофла не устал и не разозлился. Он очень ждал Муми-маму и скучал по ней. Туве в повесте описывает потерю своей мамы, ее комнату и свои переживания и страхи. 


Все хотели чтобы в Муми-долине было как раньше и старались создать привычную атмосферу… Хемуль пытался стать Муми-папой, а Филифьонка - Муми-мамой, но у них ничего не получалось. 


«– Вот ведь странно, - проговорил Хемуль. – Мне иногда кажется, что всё, что мы говорим или делаем, всё, что с нами про исходит, уже происходило раньше. Вы понимаете, о чём я? Ничто не меняется.
–  А с чего бы ему меняться? – сказала Мюмла. – Хемуль есть хемуль, и случается с ним всегда одно и то же. А мюмлам иногда случается сбежать и не участвовать ни в какой уборке! – Она громко рассмеялась и хлопнула себя по коленям.» 





Посуда с иллюстрациями из этой повести банка, пиала и одна кружка. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий