– Старая венгерская присказка
Это страшное событие, когда одни люди могли творить такие зверства с другими. После прочитанного многие мои проблемы и переживания стали ничтожными. Не те ценности мы преобретаем, не к тем целям мы стремимся…
Эдит очень добрая и все себе обьясняет, она хочет во всем разобраться и понять причины. Из ее истории можно почерпнуть многое. Хоть она и не советует сравнивать страдания, но я стала теперь себе напоминать ее судьбу, если мне вдруг начинает казаться, что я несчастлива.
Выбор
О свободе и внутренней силе человека
/ The Choice
Embrace the Possible / Выбор
Примите возможное
Автор Эдит Ева Эгер
Переводчик
Издательство Манн, Иванов и Фербер
2022
Как часто я встречала это «здесь и сейчас». Автор тоже советует в момент тревоги повторять «я здесь и сейчас, это настоящее» пока не ослабеет паническое состояние. Нельзя скрывать боль и прошлое, нельзя не обращать внимания на тревоги. Нельзя сравнивать страдания, нельзя их приуменьшать или отрицать.
«Свобода начинается, когда мы учимся принимать случившееся. Свобода означает, что мы набираемся смелости и разбираем свою тюрьму по кирпичику.»
«Мы не в состоянии заказать себе жизнь, в которой не было бы места на горю, ни боли. Но мы можем решить стать свободными, спастись от прошлого и, невзирая на то, что выпало на нашу долю, обьять все возможное. И я приглашаю вас сделать выбор в пользу свободы.»
Воображение - это одно из главных умений выживать, дарящее надежду. Нельзя отнять то, что у тебя в голове.
«Мы можем выбирать, чему нас учит ужас. Стать озлобленными от горя и страха. Враждебными. Оцепеневшими. Или держаться за что-то детское в нас, живое и пытливое, за ту нашу часть, которая невинна.»
«Это временно. Если сегодня выживу, завтра буду свободна.»
«Единственный путь реализовать свою свободу выбора — это жить настоящим.»
Это роман, психологические советы и частные истории в одном. Эта книга о человеке с внутренней силой, которая заложена на генетическом уровне, которую можно воспитанным с детства родителями, учителями, самом собой и государством. Добро, любовь, сострадание, милосердие, уважение - вот главное в жизнии этому нужно учить и учиться.
Автор сравнивает наш выбор в жизни со сказкой про «красные башмачки», которую перееписал Андерсен и по которой сняли балет с Викой Пейдж. «Красные башмачки» – это метафора. И такие «красные башмачки» есть у каждого из нас.
«Страдание неизбежно. Страдание универсально. Но реакция на страдание у каждого своя. … подспудные переживания наших наименее действенных и наиболее пагубных эмоций складываются в мыслительное идеологическое ядро - ядро иррациональное, но определяющее наше восприятие себя и мира, - зачастую мы не осознаем, что воспринимаем реальность через призму отдельного убеждения, поскольку не понимаем, с какой настойчивостью следуем этому убеждению в нашей повседневной жизни. Убеждение определяет наши чувства (грусть, гнев, беспокойство и т.д.), а наши чувства определяют наше поведение (эпатаж, закрытость, злоупотребление алкоголем или сильнодействующими препаратами с целью избавиться от нагрузки). … мы можем изменить свое поведение, лишь изменив свои чувства, а чтобы изменить чувства, следует изменить мысли.»
«…если мы говорим «выбор», всегда подразумеваем «свобода». Быть свободным - это жить настоящим. Когда мы застреваем в прошлом, когда бесконечно повторяем: «И зачем только я пошла туда, а не сюда...», «И зачем только я вышла замуж за этого, а не того...» - мы живем в тюрьме, которую возводим собственными руками. Когда мы устремлены лишь в будущее, твердя как заклинание: «Я не буду счастлива, пока не окончу университет...», «Я не буду счастлива, пока не встречу нужного человека», мы живем в той же тюрьме, возведенной теми же руками. Единственный путь реализовать свою свободу выбора - это жить настоящим.
Я подвожу пациентов к тому, чтобы они разобрались в двух вещах: что вызывает и что поддерживает их саморазрушительное поведение. Саморазрушительное (или иррациональное, или деструктивное) поведение сначала проявляется как полезное; люди поступают так или иначе, чтобы удовлетворить некую потребность, чаще всего в одной из составляющих триады: одобрение, привязанность, внимание. Как только пациенты начинают понимать, по какой причине ими усвоена та или иная модель поведения (пренебрежительное отношение к другим, влечение к агрессивным людям, голодание, перееда ние и т.п.), они уже могут взять на себя ответственность и решить, продолжать ли так себя вести или отказаться. Причем им под силу выбрать, от чего отказываться (потребность в одобрении, потребность ходить по магазинам, потребность быть перфекционистом и т.п.), - ведь свобода не дается просто так! Таким образом пациенты научаются больше беречь себя. В итоге они обретают формулу самоприятия: «Делать то, что я делаю и как делаю, могу только я».
… Это означало научиться переосмысливать свою травму, прекратить всматриваться в мучительное прошлое, чтобы находить там лишь подтверждение своей слабости и ущербности, и увидеть наконец свидетельства силы и таланта: означало признать, что существует возможность роста.»
«…очень часто кризисные ситуации помогают нам становиться лучше, они парадоксальным образом подталкивают человека к росту, хотя иногда способны уничтожить его; опасные ситуации нередко «вынуждают людей произвести переоценку своих жиз ненных установок и изменить их в соответствии с новым, более глубоким пониманием собственных возможностей, идеалов и целей». – Фарсон Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства / София, 2001.
«Важно возлагать вину на виновных. Мы ничего не достигнем, если закроем глаза на зло, если позволим выдавать им охранные грамоты, если освободим преступников от ответственности. Но, как научили меня оставшиеся в живых, кто-то выбирает жить ради мести, обратившись к дням минувшим, кто-то выбирает жить ради полноценного дня сегодняшнего. Кто-то живет в тюрьме прошлого, а кто-то относится к своему прошлому как к трамплину, с которого можно достичь желаемой жизни.»
«…мы не можем взять под контроль самые тяжелые факты нашей жизни, но у нас есть власть решать, какой будет наша жизнь после травмы. Выжившие могут оставаться жертвами даже после освобождения, а могут научиться вести жизнь насыщенную и яркую. В ходе моего диссертационного исследования я открыла и четко для себя сформулировала твердое мнение, которое станет краеугольным камнем моей терапии: мы можем выбирать, быть ли собственными тюремщиками или быть свободными.»
«Сейчас, когда я рассказываю эту историю своим пациентам и своей аудитории, всегда указываю, что каждый из нас наполовину Том, наполовину Чак. Мы сломлены под тяжестью потери и думаем, что больше никогда не отыщем ни себя, ни цели в жизни, что никогда не восстановимся. Но, несмотря на трудности и трагедии в нашей жизни - на самом деле благодаря трудностям и трагедиям, - у каждого из нас есть возможность посмотреть на ситуацию под таким углом, что мы сразу превратимся из жертвы в победителя. Это наш выбор взять на себя ответственность за все трудности и исцеление. Это наш выбор - быть свободными.»
«Больно снова натыкаться на страх, снова нести потери. Но с того момента я понимаю, что, какими бы сильными ни казались мне мои чувства, они не фатальны. Они конечны. Если их подавлять, сложнее будет отпускать на свободу. Проживать эмоции - прямая противоположность депрессии.»
«Многим из нас нужен диктатор благосклонный, но диктатор, чтобы было на кого свалить вину, чтобы можно было говорить: «Ты заставил меня это сделать. То не моя вина». Но мы не можем всю жизнь прятаться под чужим зонтом, а потом жаловаться, что промокли. Хорошее определение состояния жертвы это когда ваше внимание сосредоточено вовне, когда вы ищете во внешнем мире кого-то еще, чтобы кто-то был виноват в ваших нынешних обстоятельствах и этот кто-то определил вам и цель, и судьбу и еще отвечал за ваше достоинство.»
«Стресс это реакция организма на любое предъявленное ему требование извне. Наши непроизвольные реакции, когда мы включаем защитный механизм, либо драться, либо бежать.»
«…ничто не закончено, пока не наступает конец. Пока мы живем, всегда существует риск, что страдания усилятся. Правда, есть возможность найти способ страдать как можно меньше, способ выбрать счастье - для этого необходимо взять ответственность за себя.»
Автор Эдит Ева Эгер
Переводчик Татьяна Луконина
Издательство Манн, Иванов и Фербер
Читая такое, я не понимаю, что я должна сделать и как страдания, страх и боль могут принести мне что-то позитивное. Я просто не знаю как от этого освободиться и как с этим работать…
«В каждом кризисе есть своя поворотная точка. Какое прекрасное напоминание о том, что любое страшное событие, способное нарушить ход нашей жизни, стать препятствием на нашем пути, может также послужить катализатором процесса освобождения нашей личности. Такого рода события и вещи следует воспринимать как средства, которые открывают нам новые способы существования и действия, наделяют новым видением.
Вот почему я говорю, что в каждом кризисе есть своя поворотная точка. С нами случаются ужасные вещи, происходят страшные события - все это причиняет нам адскую боль. Но если мы переживем свой катастрофический опыт, нам тем самым дается шанс перестроить свою жизнь и решить, чего мы от нее хотим. Когда мы принимаем сознательное решение перестать прятаться и уходить в себя, когда начинаем открыто реагировать на случившееся с тем, чтобы двигаться дальше и открывать для себя новые возможности, тогда мы и освобождаемся из плена виктимности.»
«Между тем чувство не может быть ни хорошим, ни плохим. Чувство - это только чувство. Есть мои чувства, есть ваши чувства и всё. Мы поступим разумно, если не будем даже пробовать утешать, отговаривать, просить не падать духом людей, обуреваемых сильными чувствами. Гораздо лучше, когда у человека есть возможность дать волю чувствам, вам, вам надо всего лишь побыть рядом с ним и спокойно попросить: «Расскажи мне обо всем». И постарайтесь удержаться от жела ния сказать сакраментальное: «Я знаю, что ты сейчас чувству ешь». Именно это я и говорила своим детям, когда они бывали огорчены из-за того, что кто-то их поддразнивал или не брал в свою компанию. Не повторяйте моих ошибок. Поскольку это вранье. Вы не можете знать, что чувствует другой человек. Все, что случилось с ним, происходит не с вами.»
«Движимые первым желанием поддержать ребенка, дать ему собраться духом, помочь перенастроиться или оправиться от боли как телесной, так и душевной, заботливые взрослые, как правило, совершают две ошибки. Они или слишком преуменьшают значение того, что переживает ребенок, или - совсем непреднамеренно дают ребенку понять, что одни чувства испытывать можно, а другие - недопустимо. Порою замечания взрослых скорее напоминают приказы и отличаются откровенной бестактностью: «Успокойся!», «Возьми себя в руки!», «Не обращай внимания!«, «Да ты у нас плакса!».
«Мы обычно совершенствуемся в том, в чем упорно упражняемся. Чем дольше вы пребываете в напряженном состоянии, тем сильнее становится ваше эмоциональное напряжение. Если вы все время чего-то опасаетесь, вы сами в себе культивируете чувство страха. Постоянное отрицание в дальнейшем приведет к отказу от своей правды.»
«Если вы приходите ко мне на прием, уже держа в голове готовый список претензий к другой стороне, если вы привыкли сводить счеты с кем-то или пытаетесь этого человека изменить - вы несвободны. Свобода начинается, когда вы задействуете свое право выбирать, какой будет ваша ответная реакция.
Я постоянно слышу от своих пациентов, как они хотят, «чтобы он сделал так-то...», «чтобы она поступила иначе.... И не устаю говорить, что они не могут чего-то хотеть за другого человека Можно только выяснить, что подходит вам, что для вас будет считаться правильным.
Перестать отрицать правду другого - в этом заложен один из важнейших секретов разрешения конфликта… Свобода приходит, когда мы перестаем держаться за необходимость быть правыми.»
«Гибкость мышления позволяет нам быть настойчивыми, но не агрессивными, не пассивными, не пассивно-агрессивными. Если мы агрессивны, то все решаем за других. Если мы пассив ны, то позволяем другим все решать за нас. Если мы пассивно агрессивны, то мешаем другим принимать самостоятельные решения. Если мы настойчивы, то уверенно и обоснованно заявляем о своем мнении.»
«Держаться своей правды, но не оказывая давления на других, не управляя их мнением, не используя свою власть над ними, в этом заложен еще один важнейший секрет разрешения конфликта и сохранения собственной свободы.
На почве осуждения ничто никогда не произрастет.
В жизни все становится проще, когда мы принимаем других такими, какие они есть, а не ждем, что они будут соответствовать нашим ожиданиям.
Не надо никакой критики. Изживите ее. Насовсем и навсегда.»
«Нездоровые конфликтные отношения часто возникают из-за нашего образа мыслей, когда мы твердо убеждены, что лучше всех знаем, как будет хорошо, а как - плохо.»
«Многие из нас живут с необходимостью что-то доказывать. Назойливая привычка оставлять последнее слово за собой постепенно развивается в зависимость. Но, отстаивая свою правоту или полезность, вы пытаетесь стать тем, кем на самом деле не являетесь. Никто не застрахован от ошибок. Каждый человек их совершает. Мы не беспомощны, но мы и не святые. Нам не нужно ежеминутно доказывать, что мы чего-то стоим. Мы можем просто принять все как есть и радоваться тому, что при всем своем несовершенстве сохранили цельность характера. И каждый должен понимать, что он неповторим. Пере станьте гнуть свою линию. Если вам есть что доказывать, вы все еще находитесь в заключении.»
«Никогда не оправдывайтесь. Тем более за то, в чем вы не виноваты. Иначе все быстро перерастет в силовое противостояние. Каждый начнет тянуть канат на себя до полного изнеможения. Для ссоры нужны двое. Но чтобы ее прекратить, хватит и одного. Так что не хватайтесь за другой конец брошенного вам каната, а скажите тихо себе: «Чем больше он говорит, тем спокойнее я становлюсь». И напоминайте себе время от времени, что вы «никогда не перейдете на личности». Когда кто-то называет вас какашкой, на самом деле он говорит о том, кем видит себя.»
«Пытливость крайне необходимое качество. Пытливость заставляет рисковать. Когда нас переполняет страх, мы живем или прошлым, то есть тем, что уже произошло, или будущим, то есть тем, что еще не наступило. Если в нас заложено любопытство, мы живем настоящим и всегда жаждем знать, что нам уготовано. Чем оставаться в плену своих страхов, даже не предпринимая попытки выяснить, что еще может произойти в нашей жизни, лучше рискнуть и пойти дальше, пусть даже оступаясь и терпя неудачи.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий