25 июл. 2022 г.

Суми-э – Увидеть прекрасное в малом

Как говорят японцы, каждый должен найти свой «икигай» / призвание, то, что заставляет человека радостно просыпаться по утрам и предвкушать занятие любимым делом, то, что его питает и наполняет силами. 



В один прекрасный день я познакомилась с японской живописью суми-э и поняла, что это именно то, что мне нужно. Я уже рисовала масляными красками, акварелью, но в технике суми-э мне очень понравились простота, минимализм, монохромность, эстетика, философия и изображение природы. 

Возможно еще сказалась любовь к рисункам Туве Янссон, которая рисовала свой волшебный муми-тролльный мир в похожей черно-белой технике. 


Еще мне близка философия этой техники в основе которой лежит наблюдение за природой и ее изучение. Ведь что-бы нарисовать что-то, нужно знать как это выглядит - листик, цветочек, птичка… Традиция созерцания, любования природой нашла свое отражение в классических сюжетах суми-э. 



Технику суми-э (суйбоку) нужно рассматривать в контексте японских эстетических принципов, таких как ваби-саби (сдержанная красота- непритязательная простота), югэн (предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие), сибуми (простая ненавязчивая красота), макото (истина отображения в произведении сущности вещей). 


Еще одна из причин по которой мне понравился данный вид живописи это использование традиционных японских материалов. 


«Использование восточных инструментов приносит неповторимую атмосферу в процесс творчества в стиле суми-э.» 
– Александра Васильева



Простота, упрощение жизни, сосредоточенное созерцание - все это есть в суми-э и все это мне очень подходит. 
Это такой медитативный процесс при котором отключается контроль, нужно освобоить голову и погрузиться в написание цветов не сильно контролируя процесс. Японцы называют это состояние «му» – отсутствие себя. По сути мне не важен результат, мне важен процесс. 



В этом особом мире между черным и белым можно обнаружить множество оттенков.



Я люблю покупать сразу качественные и красивые вещи, а тут как раз это все ценится. Суми-э как-раз про красоту ) 


Я доверилась профессионалу и купила набор со всем необходимым для начала, докупила еще несколько оттенков красок, потому что хочу научиться рисовать цветы в цвете. Купила еще недорогую бумагу для тренировки и блокнот для сохранения своих этапов обучения :) 




Я подошла к этому процессу серьезно :) Купила книги и кисти. Заварила чай с ароматом сакуры, положила на тарелочку моти и наслаждалась книгами и чаепитием. Я всегда окружаю себя приятными мелочами, которые создают настроение и воспоминания. 

Кисть / Фудэ



Кисть должна быть японская или китайская, качественная, жесткая или средней жесткости, чтобы хорошо держала форму, с темным ворсом. Для начала трех кистей разного размера достаточно. 

Новую кисть нужно хорошо промыть водой от клея, при использовании хорошо промакивать водой обтирая кисть о края стакана и снимать лишнюю воду салфеткой. 


Нужно научиться свободно рисовать линии, а не выводить их кистью медленно, боясь что-то испортить, дать «кисти самой рисовать», прям взять много бумаги недорогой и тренироваться желательно каждый день.  

Тушь очень быстро высыхает, поэтому все мазки нужно делать быстро и окончательно. 


Мне показалось, что в наборе мягкие кисти и рисовать ими мне было сложно. 


Тушь / Суми


Тушь бывает сёнбоку - синяя и юнбоку - коричневая. В наборе оказалась юнбоку. 

Для палитры используют тарелочку в которой деают палитру и набирают серый оттенок, хорошо обмакивая кисть в тушь, затем набираю черную тушь на кончик кисти, получается градиент от серого к черному. 


Санбоку-хо - градация туши, три оттенка туши светлый, средний и темный, их используют при написании картины. 


Бумага / Ками 




Традиционно используют рисовую бумагу / гасенси. Ее качество влияет на растекаемость туши / нидзими. 


Для тренировки я купила бумагу для акварели, но и обычная на первое время подойдет. Думаю я на рисовой еще не скоро буду рисовать :)


Краски / Гансай



Цвет в технике суми-э используется редко, очень дозированно и поэтому цвет передается оттенками черной туши. 







При первом использовании инструментов, я уже смогла сделать выводы над ошибками :) 
Не правильно набирала воду и тушь на кисть, использовала не подходящую тарелочку на которой не создавалась палитра. 


И главный вывод. Несмотря на кажующуюся легкость рисунков эта техника сложная и требует большого опыта. Поэтому придется долго тренироваться что-бы иметь возможность повесить на стену свой рисунок суми-э ) 


Посетила впервые мастер-класс. 


Поняла, что мне еще очень много времени потребуется, что-бы что-то начало получаться :) 

Моя первая картина летних клематисов написана с помощью учителя :) 


Детали… 














Старая усадьба… 











Комментариев нет:

Отправить комментарий