И в этой книге нашла опять поддержку и понимание происходящего. Не ожидала, что окажусь в похожей ситуации, а ведь это было очень много лет назад…
Туула Карьялайнен
Туве Янссон: Работай и люби
В книге большая часть посвящена войне, взаимоотношениям в семье Туве, годам прожитым ею в это время и рождению самого волшебного сказочного мира в котором Туве спасалась воображая и фантазируя.
Возможно многим тоже помогает жить в вмышленом мире. Как для меня, так это всегда было спасением.
Противоречия с отцом были настолько критическими, что Туве пришлось переехать из дома. Военное время было очень тяжелым для всей семьи, особенно для матери Туве, которой приходилось много работать, плюс еще тоска по дому. Туве было очень жаль свою мать и возможно глядя на все это она боялась замужества в последствии.
Все мужчины в семье воевали и это время навсегда их изменило, особенно отцу Туве пришлось тяжело. Туве часто рассматривала вариант покинуть Финляндию, в которой ей было очень душно находиться в это время, но сильная любовь к матери всегда останавливала.
Общество требовало реакции на военную ситуацию в стране и Туве приходилось выбирать самую подходящую для ее взглядов работу. Запрещено было пить и веселиться, но людям необходимо было выливать накопленную агрессию, бессилие, страх и такие места появлялись тайно. Иногда люди веселились как в последний раз.
«Туве ненавидела войну, что было в высшей степени нетипично в стране, где, казалось, воздух был насквозь пропитан пропагандой, в стране, вдохновленной возможностью оборонять свои рубежи. Туве раз за разом погружалась в размышления о том, насколько оправдана война: «Порой меня охватывает такая нескончаемая безнадежность, когда я думаю о тех молодых, которых убивают на фронте. Разве нет у нас у всех, у финнов, русских, немцев, права жить и создавать что-то своей жизнью... можно ли надеяться, давать новую жизнь в этом аду, который всеравно будет повторяться раз за разом.»
Пропаганда всеми силами заставляла людей замалчивать правду о жестокой реальности и требовала поддерживать боевой дух. Туве в это время рисовала карикатуры в журнале Гарм, на которых изображала войну без прикрас, что в это время было очень смелым. Царила военная цензура и идти против официальной политики было опасно. Некоторые издательства были закрыты.
«Война изуродовала души многих молодых людей, и большинство из них так никогда и не сумели до конца залечить оставленные ею шрамы. Через это Туве прошла еще в детстве, увидев морально сломленным войной отца. Ожидание, неуверенность и страх управляли жизнью молодой влюбленной женщины. Хоть она не подавала виду, внутри ее все кипело: «Сначала я считала, что это страшное время будет просто неким периодом - существованием, ненастоящей жизнью. Но теперь я начала думать, что, наоборот, именно сейчас эта настоящая жизнь подбирается вплотную и требует определиться, одобрить или отторгнуть ее».»
Будучи чувствительной натурой, Туве невероятно страдала из-за войны, которая проникла буквально во все сферы жизни и диктавала свои правила.
Во время войны было принято относиться к мужчинам с пониманием, нужно было их холить и прощать, что Туве и делала, испытывая и по этому поводу неудобства.
Общество было расколото надвое и у Туве были друзья из разных «лагерей». Художники и писатели составляли «черные» списки тех, кто принял не ту сторону.
В своей жизни Туве пережила несколько войн, отношение общества к свободолюбию, но не изменяла своим взгладам. Она всегда находила силы и утешение в работе, живопись и тексты погружали ее в другой мир.
«Туве часто жаловалась на периоды депрессии, во время которых, как она писала, у нее нет сил заниматься живописью, а это самая большая катастрофа в ее жизни. Ничто в мире не могло заполнить эту лакуну. Справедливости ради стоит заметить, что количество ее работ в любой период времени настолько значительно, что эпизоды упадка и неспособности к творчеству вряд ли могли продолжаться долго. Время от времени на Туве накатывало чувство, что война отняла у нее страсть к работе, и она провозглашала, что в мирное время отвоюет все назад, и в многократном размере. Война была настолько страшным кошмаром, что после ее окончания Туве не желала даже думать о ней, не то что писать. «Позже люди говорили, что нам было дано пережить великую и захватывающую эпоху. Но я думаю, что все великое делает нас только меньше. У людей нет сил быть замечательными, если война идет слишком долго. Она еще сильней сужает взгляды и тесно переплетается с фразеологией национализма, со старыми лозунгами, принципами и сама с собой», – писала Туве в 1944 году в своей записной книжке.»
«Мечты приобретали особую важность во время войны, предоставляя хотя бы на миг возможность для мысленного побега от ужасной действительности с ее страданиями и страхом. Планы на будущее помогали проживать день за днем, не растрачивая силы зря, выдерживая тревогу и безрадостную реальность. Мечты и планы, как писала Туве, хоть и не всегда имели результат, тем не менее, не были бесполезны: напротив, они были необходимы для каждодневного выживания.»
Потом в жизни Туве появился Атос, который стал Снусмумриком в мире муми-троллей и благодаря которому мы этот мир и узнали :)
После окончания войны цензура не прекратилась и высказываться было все так же опасно. Люди собирались компаниями по «интересам» и обсуждали насущные проблемы. Но это не мешало им жить, творить и влюбляться.
«Сказки имеют огромное значение для развития детей. Туве частенько повторяла, что на всю жизнь запомнила сказки, которые рассказывала ей мать. Вне всякого сомнения, эти рассказы повлияли на то, что в сознательном возрасте Туве сама заинтересовалась написанием сказочных повестей. В книге «Дочь скульптора» она много пишет о сказочных вечерах, о подготовке к ним и о насыщенной атмосфере волшебства в родительском доме: «Мы гасим свет в мастерской и сидим перед огнем, а мама начинает рассказывать: «Жила-была маленькая девочка, такая ужасно красивая, и ее мама так жутко любила ее...» Каждая история должна начинаться одинаково, а потом уже необязательно рассказывать так уж точно. Мягкий медленный голос звучит в теплой темноте, а ты смотришь в огонь, и никакая опасность на свете не грозит тебе. Все иное где-то снаружи и не может войти в дом. Ни теперь, ни когда нибудь потом.»
Работа над текстами возвращала детское ощущение счастья: счастья быть ребенком и видеть рядом маму, слушать, замирая от напряжения и восторга, рассказы о приключениях, от которых волосы становятся дыбом, и в то же время чувствовать себя в безопасности - эти же эмоции Туве хотела передать и своим читателям.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий