19 авг. 2023 г.

Ася Гимборг – Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор

Про круассаны, идеальный день в Стамбуле и Османскую империю. 



Красиво оформленная вкусно пахнущая типографической краской книга со множеством фото. 



Великолепный век османского искусства. 

Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор



Автор Ася Гимборг 

Издательство Ман, Иванов и Фербер

2023



Книга очень красиво оформлена, форзацы с изникской плиткой и ее крупные планы, древние дворцы и мечети. Фото очень много, источники подписаны, что меня радует, но кто фотограф не указано. 



Текст изложения максимально легкий и короткий. Есть для меня ценные данные и в книге собрана вся самая основная информация. Да еще и очень красиво оформлена.  




У османов главная цель жизни была в «походах» / войнах, много столетий они завоевывали территории, народы, грабили, расширяли свои территории, смешивали культуры и религии, хоть и не обращали людей в свою веру силой, всегда выделяли одаренных и брали себе лучшее у разных стран. И сейчас современная Турция - это смесь персидских, арабских и европейских традиций. 


«Искусство и архитектура не могут существовать в вакууме, без влияния других культур и национальных особенностей соседних государств. Лишь в том случае, когда искусство испытывает на себе воздействие различных стилей, форм и направлений, оно развивается и совершенствуется. Появляются новые мотивы и сюжеты, возникают оригинальные идеи и решения и все это обогащает не только искусство отдельно взятой страны, но и всего мирового сообщества.»


«Некоторые современные исследователи, в частности британский арабист Диана Дарк, делают смелые предположения, заявляя, что всемирно известные европейские архитектурные памятники (Вестминстерское аббатство, собор Парижской Богоматери, собор Святого Марка и даже Биг-Бен) были заимствованы или, так сказать, попросту «украдены» у исламского мира. Эти ученые утверждают, что многие черты готической архитектуры также являются плодом арабо-исламского влияния.»


Возможно верное предположение, но и турки тогда очень много позаимствовали у Византийской империи. Получается копирование друг у друга началось уже очень давно и какой сейчас уже смысл разбираться кто первоисточник :) Важно одно - нужно учиться у умных и развивать свои страны с помощью друг друга. 


«Следует отметить, что турки-османы не были потомками ни римлян, ни сельджуков, ни византийцев, но активно использовали достижения этих народов, адаптируя их под свое мировоззрение. Географическое положение Османской империи и интенсивный торговый обмен также способствовали взаимопроникновению восточных и западных традиций.»



Почти все султаны были кровожадными убийцами и при этом большими эстетами - увлекались литературой и поэзией, строили мечети и занимались благотворительностью (или отмывали грехи). Султаны убивали своих наследников, у них даже закон такой был, а потом еще один «милосердный» султан переписал закон и в дальнейшем не стали их убивать, а просто запирали в помещении и они сходили там с ума. 


Насчет гарема существует много легенд и «сказок», многие думают, что происходящее в известном сериале и есть правда, но это место запрещено было посещать и что там происходило на самом деле не известно. Даже несколько портретов Хюррем, написанных иностранными художниками не были сделаны с натуры, возможно еще и поэтому они отличаются друг от друга.



Мечети строили похожими на древний христианский собор. Даже круассан придумали османские пекари. Но и на Европу тоже оказала влияние Османская империя и многому их научила. Многие художники любили и писали Стамбул, например датский Мартинус Рёрбю и русский Иван Айвазовский, который дружил с султаном и писал по его просьбе. В Стамбуле есть музей с его картинами. 



Геометрические восточные орнаменты меня всегда завораживали. 



«В орнаментах мусульманского Востока присутствуют только растительные (ислими) и геометрические (гирих) элементы. Так как основная идея мусульманского декора идея пути в райский сад, то на Востоке широкое распространение получил растительный орнамент, который состоит из стилизованных изображений цветов, листьев и фруктов.»


Гирих / Узел - состоит из геометрических линий, образующих переплетенные декоративные орнаменты. Например решетки на окнах во дворце Топкапы, созданы с этим узором.


Ислими - вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Ипользуют в декоре сводов мечетей. Иногда гирих и ислими используются вместе. 


Эти орнаменты пришли к османам из Ирана, а сине-белая глазурь из Китая. 


«В Китае на узорах традиционно изображали драконов. Османы позаимствовали у китайцев этот мотив и органично встроили его в греко-византийскую орнаментальную систему руми. Древневосточный мотив «пальметта», позднее воспринятый древними греками и римлянами, в османском искусстве превратился в «тюльпан». Корни иранского хатаи в китайском мотиве «цветы и птицы», который у османов стал частью стиля саз. Некоторые иранские мотивы попадали к османам через Венецианскую республику, поставлявшую в империю шелковые ткани.»



«Саз – это новый, чисто османский декоративный стиль. По сравнению с иранским хатаи, саз отличается большим разнообразием используемых элементов: это затейливый растительный орнамент, в котором наряду с цветочными мотивами часто встречаются изображения сказочных птиц и животных – драконов и единорогов. В европейской науке термином «саз» принято обозначать все османские орнаменты, однако некоторые турецкие исследователи считают саз отдельным типом. Саз представляет собой особое композиционное решение, когда отдельно взятые элементы орнамента переплетаются между собой, образуя некие заросли. В конце ХѴІ века в османском искусстве появляется еще один композиционный тип орнамента - долашмалы, что означает «огибающий». Этот узор представляет собой вертикальные волнистые линии (они символизируют стебли), на которых как бы «вырастают» цветы, плоды и листья. С конца ХѴІ века на керамике Изника все чаще появляются изображения животных и людей. В османских орнаментах можно увидеть изображения не только настоящих животных, но и мифических существ - как правило, это драконы или птица Симург (в иранской мифологии Симург - вещая птица). Образ - дракона указывает на влияние китайского искусства, где дракон (змей) являлся символом власти и был особо почитаем. Этот образ легко прижился в османском искусстве, потому что и в тюркском фольклоре драконы встречаются довольно часто (вероятно, образ дракона - наследие искусства анатолийских сельджуков). Одна из разновидностей китайского мифологического дракона цилинь, или конь-дракон, - изображена на фасаде павильона для обрезания во дворце Топкапы: цилини пасутся в сказочном лесу, наполненном фантастическими цветами и невиданными птицами. Цилинь считается символом долгой и счастливой жизни. Волшебная птица Симург в турецких сказках называется Зумруд или Зумранка. Она помогает главному герою и, по преданию, приносит удачу.»





Книгу прочитала за один день :) Благодаря ей захотелось подробнее изучить Дворец Топкапы. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий