25 авг. 2023 г.

Rustem Pasha Mosque & Iznik Tiles

Изучая Стамбул, узнала про самые красивые и популярные мечети и про ту, которую обделяют своим вниманием… 


А так как я просто обожаю керамику и особенно сине-белые узоры, я еще и углубилась в изучение изникской плитки, которая украшает великолепный интерьер Мечети Рустема Паши / Rüstem Paşa Mosque Rüstem Paşa Camii и которому даже посвятили книгу. 


Rustem Pasha Mosque & Iznik Tiles
 / Мечеть Рустема Раша и Изникская плитка



Фотографии İsmail Karakelle / Исмаил Каракелле

Перевод Mustafa İslamoğlu / Мустафа Исламоглу

2012 


Авторы книги хорошо изучили все документы, связанные с мечетью на рынке публикаций, побеседовали со специалистами в этой области и использовали их знания. 


«Когда вы входите в мечеть, вас встречает настоящий рай из плитки. Хатай, руми, тюльпан, облака, окрашенные в кобальтовый, красный и бирюзовый цвета, гармонично сочетаются друг с другом.»



Рустем-паша был османским государственным деятелемОн родом из Боснии, его в детстве завербовали в Янычарский корпус, в школу Эндерун. Он участвовал в битве при Мохаче в качестве стражника Сулеймана Великолепного. Выйдя из этой военной кампании, он стал сначала губернатором Диярбакыра, а затем губернатором Анатоля. Он женился на Михримах Султан, дочери Сулеймана Великолепного и Хюррем, и вступил во дворец как зять султана. 


Рустем-паша носил титул великого визиря (современный премьер-министр) в течение пятнадцати лет (между 1544-1553 и 1555-1561). Рустем-паша скончался в 1561 году, был похоронен в тюрбе в мечети. Хотя он известен своей суровостью и неулыбчивым лицом, он был солдатом и великим визирем, хорошо владевшим военным искусством. Он внес значительный вклад в подготовку армии и флота и их успехи. Приняв некоторые меры, он обеспечил увеличение доходов казны. Помимо мечети, носящей его имя, он построил в Анатолии и на европейских территориях Османской империи некоторые благотворительные учреждения, такие как мечети, медресе, общественные водные пути, мосты и библиотеки, гостиницы и караван-сараи. 




Мимар (архитектор) Синан был чрезвычайно одаренным и популярным архитектором, он построил эту мечеть, которая превзошла предыдущие в оформлении.


Мечеть несколько раз реставрировали, некоторые плитки были потеряны и заменены. 


Плитка представляет собой облицовочный материал, обработанный различными цветами узоров и рисунков, глазурованный с одной стороны. Искусство изготовления плитки является частью национального искусства турок. Это искусство было развито сельджуками с использованием материалов и техники, характерных для Анатолии, достигло своего пика и было поставлено на службу мировой истории искусства во время правления Османской империи. На анатолийском турецком языке глазурованная плитка называлась чини или каши, а мастеров, занимавшихся изготовлением плитки, называли кашигер. Те же титулы вначале использовались османами, затем этих ремесленников называли мастерами плитки, и это название используется до сих пор. Использование глины, каолина, кварцевого песка в качестве материала, методы обжига и глазурования, а также данные тела - вот особенности, которые отличают турецкие плитки. 


В книги отражены мотивы в турецких изразцаз, символы и узоры, которые делятся на две категории: вдохновленные растениями (хатай) и вдохновленные животными (руми).


Мечеть Рустема-паши была названа лучшей древней мечетью Европы ведущим еженедельником США Newsweek в мартовском номере 2007 года. В статье Newsweek говорится: «В европейской части Стамбула мечеть Рустема-паши, которая восходит к Османской империи, меньше и гораздо менее посещаема туристами, чем Голубая мечеть или собор Святой Софии, но на мой взгляд, она более красивая и умиротворяющая. Вход не особенно грандиозный, но попав внутрь, вы увидите одни из самых удивительных плиток Изника на свете». 



«Перед мечетью Рустем-паши» (1905 г.) картина Османа Хамди-бея, написанная маслом, была продана более чем за 640 000 долларов США в 2005 г. 


Во дворце Топкапы находилось заведение под названием «Эль-и Хираф», определяющее стиль искусства в османском обществе и где работали лучшие ремесленники империи. Плитка мечети Рустем-паши была разработана и изготовлена ​​этими мастерами. Мотивы, выложенные на изразцах, имеют особый дизайн, они были спроектированы симметрично и не были изготовлены наугад. Ремесленники после прорисовки эскизов отправляли черновые наброски в мастерские Никеи, где изготавливались изразцы. 

Плитка мечети Рустема-паши состоит из 60 видов, 7227 кусков плитки, на которых выделяются красный, кобальтовый, бирюзовый цвета, а хатаи, руми, лепестки, перья, тюльпаны, цветы гиацинта и гвоздики были созданы с использованием зеленого и синего цветов.


Подробно все о орнаментах, их расположении в мечети.


 Целая глава посвящена значению тюльпана и всех видов тюльпанов, присутствующих в мечети. 

Тюльпан – цветок, давший название периоду османской империи. В мечети Рустем-паши присутствуют 36 мотивов тюльпана. 
В суфийском языке есть значение, представленное тюльпаном. 
1. Тюльпан всеми своими цветами символизирует единство Аллаха. Согласно вычислению абджада, буквы слов тюльпан и Аллах одинаковы.
2. Внутренняя часть тюльпана черная, как уголь. Но эта чернота не очевидна. Его внешний вид, в отличие от внутреннего, очень светлый. Эта структура тюльпана намекает на терпимого, почтительного и страдающего сердцем дервиша, который преодолел зло в своем внутреннем мире, чей внешний вид светлый и который не думает о беспокоящих вещах. 
3. У всех настоящих тюльпанов по шесть лепестков, которые символизируют шесть Символов веры. Они связаны с дервишами, которые присоединяются к вере ислама и горят любовью к Аллаху. 
4. Если все лепестки тюльпана направлены вверх, то это означает, что дервиш распускает руки, устремленные к небу и молится.


У рисунка Каабы на плитке справа от главных входных ворот размером 28x28 есть своя история. Ходят слухи, что правитель того времени султан Ахмед I пожелал покрыть минареты Голубой мечети золотом. Однако архитектор понял вместо золота (altın по-турецки), шесть (altı по-турецки) и построил мечеть с шестью минаретами. Это стало  пренебрежением к мечете в Каабе, которая была единственной мечетью, имеющей 6 минаретов. Султан решил эту проблему добавив два минарета к Каабе, которая была достроена до 8 минаретов. 

Плюс в книге есть бордюры и арабская вязь. Очень красивая и интересная книга о изникской плитке, которая завоевала любовь всего мира. 


Как найти мечеть в Стамбуле
От трамвайной остановки Eminönü пройти мимо Yeni Camii ко входу на Базар специй / Египетский базар, но повернуть направо, дойти до кофейни Mehmet Efendi KurukahveciВ конце этой дороги есть небольшой вход в мечеть с правой стороны, до которого нужно подняться по лестнице.



Комментариев нет:

Отправить комментарий