Фотографии İsmail Karakelle / Исмаил Каракелле
Перевод Mustafa İslamoğlu / Мустафа Исламоглу
2012
Авторы книги хорошо изучили все документы, связанные с мечетью на рынке публикаций, побеседовали со специалистами в этой области и использовали их знания.
«Когда вы входите в мечеть, вас встречает настоящий рай из плитки. Хатай, руми, тюльпан, облака, окрашенные в кобальтовый, красный и бирюзовый цвета, гармонично сочетаются друг с другом.»
Рустем-паша был османским государственным деятелем. Он родом из Боснии, его в детстве завербовали в Янычарский корпус, в школу Эндерун. Он участвовал в битве при Мохаче в качестве стражника Сулеймана Великолепного. Выйдя из этой военной кампании, он стал сначала губернатором Диярбакыра, а затем губернатором Анатоля. Он женился на Михримах Султан, дочери Сулеймана Великолепного и Хюррем, и вступил во дворец как зять султана.
Рустем-паша носил титул великого визиря (современный премьер-министр) в течение пятнадцати лет (между 1544-1553 и 1555-1561). Рустем-паша скончался в 1561 году, был похоронен в тюрбе в мечети. Хотя он известен своей суровостью и неулыбчивым лицом, он был солдатом и великим визирем, хорошо владевшим военным искусством. Он внес значительный вклад в подготовку армии и флота и их успехи. Приняв некоторые меры, он обеспечил увеличение доходов казны. Помимо мечети, носящей его имя, он построил в Анатолии и на европейских территориях Османской империи некоторые благотворительные учреждения, такие как мечети, медресе, общественные водные пути, мосты и библиотеки, гостиницы и караван-сараи.
Мимар (архитектор) Синан был чрезвычайно одаренным и популярным архитектором, он построил эту мечеть, которая превзошла предыдущие в оформлении.
Мечеть несколько раз реставрировали, некоторые плитки были потеряны и заменены.
Плитка представляет собой облицовочный материал, обработанный различными цветами узоров и рисунков, глазурованный с одной стороны. Искусство изготовления плитки является частью национального искусства турок. Это искусство было развито сельджуками с использованием материалов и техники, характерных для Анатолии, достигло своего пика и было поставлено на службу мировой истории искусства во время правления Османской империи. На анатолийском турецком языке глазурованная плитка называлась чини или каши, а мастеров, занимавшихся изготовлением плитки, называли кашигер. Те же титулы вначале использовались османами, затем этих ремесленников называли мастерами плитки, и это название используется до сих пор. Использование глины, каолина, кварцевого песка в качестве материала, методы обжига и глазурования, а также данные тела - вот особенности, которые отличают турецкие плитки.
В книги отражены мотивы в турецких изразцаз, символы и узоры, которые делятся на две категории: вдохновленные растениями (хатай) и вдохновленные животными (руми).
Мечеть Рустема-паши была названа лучшей древней мечетью Европы ведущим еженедельником США Newsweek в мартовском номере 2007 года. В статье Newsweek говорится: «В европейской части Стамбула мечеть Рустема-паши, которая восходит к Османской империи, меньше и гораздо менее посещаема туристами, чем Голубая мечеть или собор Святой Софии, но на мой взгляд, она более красивая и умиротворяющая. Вход не особенно грандиозный, но попав внутрь, вы увидите одни из самых удивительных плиток Изника на свете».
Комментариев нет:
Отправить комментарий