18 сент. 2023 г.

İstanbul – Topkapi Sarayı

Мехмед II построил дворец Топкапы рядом с Айя-Софией после завоевания Константинополя. В нем жили султаны до середины 19 века. 


В Топкапы пришла к часу, очереди нигде не было, прошла кассы и Гарем за час.






Больше всего меня тут впечатлили деревья. Я уже столько видео пересмотрела дома Топкапы, что многое конечно пропускала. 


Topkapi Sarayı / Дворец Топкапы / Пушечные ворота


От Айя-Софии налево Гульхане, направо Топкапы с вереницей из четырех дворов с большой территорией расположенных на мысе Сарайбурну у входа в залив Золотой рог.


Первый двор


Первый двор в котором собирались янычары тоже считается территорией Топкапы. В настоящее время в первом дворе расположены кассы, Собор Святая Ирина и архелогический музей.


Эта часть является бесплатной. Вход в остальные достаточно дорогой сейчас. Внутри нет покоев Хюррем и Сулеймана, которые все любители сериала Великолепный век хотят увидеть, многие помещения закрыты, некоторые слишком темные и неуютные, внутри нет декора. Погрузитесь в реальность так сказать :) 


• Главные ворота, собор Святой Ирины, Монетный двор, Фонтан и место казни


• Вторые ворота, Диван, музейные экспозиции, Кухни, которые расширили при Сулеймане, Гарем с платным отдельным входом. Эту территорию построили по просьбе Хюррем, которая хотела быть ближе к Сулейману. 


• Третьи ворота, Библиотека, Школа, Зал для приема, Покои султанов (переделанные) 


• Султанский сад, Мечеть Софа, Сад Тюльпанов, Багдадский павильон, Терраса, музеи 


Территория очень большая и для ее осмотра нужно много времени. Можно провести хоть весь день, только нормально посидеть негде, как обычно лавки если и есть, то их мало. 



Первое здание Топкапы было построено при Мехмеде ІІ Завоевателе, а последнее - при Абдул-Меджиде І. За четыре столетия дворец превратился в огромный комплекс со множеством помещений, павильонов, пристроек, двориков, террас и садов. Именно здесь в основном проходила жизнь султанов и их семей. Когда очередной султан умирал его гарем полностью выселяли в старый дворец, а его место занимал гарем нового султана. 




Aya Irini Kilisesi Айя-Ирина / Церковь Святой Ирины


Собор Святой Ирины памятник византий  архитектуры ѴI века, также известный как Старая церковь / Αρχαία Εκκλησία служил главным собором Константинополя до открытия Святой Софии в 360 году.


Святая Ирина была перестроена Юстинианом (527–565) и получила вид куполообразной базилики после того, как Святая Ирина императора Константина сгорела во время восстания Ники в 532 году. Собор не раз ремонтировали после пожара, землетрясения 740 года и затем еще реконструировали добавив иконоборческий крест.








Древность 









Наверное мало что сохранилось, но радует, что тут берегут и не разрушают. 


Поскольку собор располагался во дворе рядом с казармами янычар, там они хранили свое оружие. 

Затем, в течение многих лет, святыня служила, в основном, концертным залом, а в 2014 году в здании был открыт музей. Сейчас собор реставрируют и открыты только его части для осмотра. 



У многих после просмотра Великолепного века складывается впечатление «восточной сказки», но это только для красивой картинки были придуманы любовные истории и красивые наряды, которых не существовало в то время. Это было кроважадное время борьбы за пристол, чужие земли, порабощение народов, смешения кровей, захвата и разгромления истории других стран. Некоторые верят, что телесериал это и есть история османов, многие приезжают в дворец Топкапы в надежде увидеть сериальные покои и удивляются почему тут не так красиво, снимают видео и говорят, что рады побывать в «сказке», не думая о том, что это было настоящей тюрьмой для многих. К Топкапы я отношусь именно так. 


«В самом дворце время давно застыло. Гуляя по территории Топкапы, можно выйти на террасу, с которой Мурад IV ради забавы стрелял из лука по людям в проплывающих мимо лодках. Или вот место, откуда в Босфор сбрасывали мешки с провинившимися султанскими наложницами. А здесь стоит пушка, которую сберегли в память о знаменательном событии: в 1633 году Лагари Хасан Челеби - брат «турецкого Икара» Хезарфена Ахмеда Челеби - с ее помощью осуществил своеобразный полет ракеты. Необычное мероприятие было приурочено ко дню рождения дочери Мурада IV. Изобретатель сделал пороховую ракету и установил ее в пушке на мысе Сарайбурну, у подножия Топкапы. Затем храбрец уселся на ракету, фитиль подожгли – и авиатор взлетел на высоту в 300 м. Хасан Челеби удачно приземлился в Мраморное море и доплыл до берега. Эта история легла в основу одного из рассказов немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о бароне Мюнхгаузене, где тот летал верхом на пушечном ядре (недаром храбрый барон оседлал ядро во время осады именно турецкого города). Несмотря на подобные забавные эпизоды, Топкапы - довольно мрачное место. Странно смотреть на вещи, принадлежавшие знаменитым покойникам. Странно ступать по мраморным плитам, истертым ногами 25 повелителей Порты. Странно осознавать, что жизнь становится историей.» – Стамбул. Перекресток эпох, религий и культур, Мария Кича 


Немного из истории… 


Султан Сулейман казнил одного сына и внуков, второго сына и 4-5 внуков от него. Сын султана Селима II (после Сулеймана, его единственный оставшийся в живых сын) Мурад III убил 5 своих братьев, сам имел 19 сыновей, один из них, которому Сулейман дал имя Мехмед III, взошел на пристол и с помощью своей Сафие-султан убил всех остальных детей своего отца. Он же с ее помощью заменил закон Фатиха (убийство) на кафе́с и стал запирать детей в «клетки», а не отправлять в санджаки, где они обучались искусству управления страной. Этой кровожадностью он и его Сафие-султан и запомнились. После этого начались не лучшие времена для государства. Уже при Селиме II начинают падать устои османского государства, его сын Мурад стал последним, кого отправляли с санжак управлять, остальные сыновья со своими матерьми оставались в Топкапы, как и мать Мурада Нурбану и там кипели кровожадные страсти. Нурбану после смерти Хюррем укрепила свою власть и была очень влиятельной и главной в гареме, она стала валиде-султан. Селим II не управлял государством переложив управление на везирей и Нурбану. Мурад продолжил советоваться с Нурбану, которая влияла и на него и на политику. 


Именно покои Мурада III есть в гареме, а не Сулеймана. 


Второй двор


Через ворота приветствия Бабюс-Селам проходим во второй двор. Кухни и конюшни я не ходила смотреть, как и коллекции часов и оружия. Фото коллекций делать нельзя, там темно и мне оружие не интересно. 



Диван – Зал заседаний «правительства». 





Здесь стены облицованы изникскими изразцами, а потолок украшен золотыми арабесками. Султан не присутствовал на заседаниях лично, но мог наблюдать за их ходом из затемненной ложи. До XIX века во втором дворе принимали иностранных послов. 



Гарем назодится отдельно между вторым и третьим дворами. 

Комната наложниц общая с естественным освещением и прохладой.  






Из гарема выходишь уже в третий двор, поэтому лучше походить во второму до посещения гарема. Но в любом случае перемешение по дворам свободное, можно хоть три раза все обойти, исключая конечно гарем, туда отдельный платный вход. 



Двор в гареме 






Тут целый лабиринт из разных помещений, можно заблудиться и мне кажется, что я что-то пропустила :) 




Темнота, духота, толкотня. Толком ничего не сфоткать, все слушают гиды на своих разных языках без наушников, попадают в кадр, в общем много ждать не стоит. Внутри пахнет как старыми книгами из библиотеки. Зато изникской плитки нафоткала в удовольствие ) 





Керамическими изразцами украшены многие помещения во дворце Топкапы, павильон для обрезания, павильон Священной мантии (ветви цветущей сливы вписаны в стилизованный хвост павлина), комната султана Мурада III (на панно над камином орнамент из цветов гиацинта и тюльпанов), коридор, идущий от гарема до покоев султана Золотой путь (керамические панели ХVІ века, на одной из которых изображены красные облака с изящным цветочным орнаментом, а на другой - гранатовое дерево на темно- синем фоне). 

А Чинили Кёшк / Изразцовый павильон в музее Топкапы, мечеть Рустема-паши и Музей Садберк Ханым хранят настоящие шедевры, созданные османскими керамистами.








Покои валиде-султан 

Их почему то выдают некоторые за покои Хюррем. Столик, кстати меняется, видела другой на фото. :) 





Небольшие, но симпатичные покои. Еще есть собственный двор для прогулок и хамам с золотыми воротами. Прекрасная зелено-желтая плитка. 


Я тут была, не верится :) Прикоснулась к древности. 







Зал для развлечений и веселья









Золотой путь 

Наверху все так и закрыто 



Покои султана 


Покои для Мурада III были перестроены в 1579 году на месте покоев Сулеймана Великолепного мимаром Синаном по приказу Мурада. На протяжении веков комната использовалась как покои султана и зал официальных приемов. Это одно из самых великолепных зданий классической османской архитектуры. 



Интерьер покрыт плиткой, произведенной в Изнике 16 века, наивысшим периодом османского изразцового искусства. 



По цвету плитки видно, что это более новые покои, потому что раньше была только голубая плитка. 



Вокруг стен проходит плиточный пояс с надписью Аетюль-Курси, написанной белым цветом на синем фоне. Внутренняя часть купола и подвески украшены мотивами руми и пальметты, выполненными в технике малакари (орнамент, выполненный краской по гипсовому рельефу). Те же узоры повторяются в мраморном рельефе на перилах купола. 


Монументальная печь томбак, сельсебиль и геометрически соединенные дверцы шкафа, покрытые перламутром и черепаховым панцирем, приписываемые Седефкару Мехмеду Аге, отражают классический период. Два балдахинных трона в стиле османского барокко, позолоченные по дереву, датируются XVIII веком. 



Во дворе есть большой бассейн (на фото вроде он?!)



Тут же комнаты фавориток и кафес.



Кафес - еще одна тюрьма построенная людьми для людей.


Закрыт для посещения 




Четвертый двор 

Павильон Медицины был возведен архитектором Саркисом Балаяном, спроектировавшим также и дворец Долмабахче, по указу Султана Абдул-Меджида в 1859 году.


С его террасы (часть закрыта) открывается прекрасный вид. А внизу должно быть кафе, но там все перекопано. 







Нужно быть готовым к тому, что что-то может быть на реставрации, в этот раз закрыли красивый вид рядом с мечетью. Зато открыт Павильон Фатиха и прекрасный «балкон», но к нему можно пройти только через музейные экспонаты по узкой тропинке в очереди и выйти так же. 







Потрясающие деревья, я такие ни в Париже ни в Риме огромные не видела. 





Библиотека 


BağdadKöşkü / 
Багдадский павильон 

Был воздвигнут в 1639 году в честь покорения великого Багдада Султаном Мурадом IV. Главным архитектором был Коджа Касым Ага.






И потрясающие виды, тут лучше снимать профессиональной техникой, чтобы можно было приблизить. 




Самое красивое место, мечтала увидеть. Эти султаны умели скрашивать свою «тяжелую» жизнь конечно… 


Терраса Софа-и Хюмайун / Sofa-iHümâyûn была расширена в направлении к Золотому Рогу путем добавлений новых павильонов в первой половине XVII века в период правления Мурада IV и Ибрагима. Павильоны строили после завоевания соответствущих городов. Чем еще занять себя было мужчинам… 


Павильон Ифтарийе / İftariyeKöşkü был возведён по указу Ибрагима.



Зал обрезания я тут не увидела, там что-то опять было на реконструкции, может и он. Хотела увидеть китайского мифологического дракона цилиня, который должен быть изображен на фасаде павильона для обрезания. 

Цилини пасутся в сказочном лесу, наполненном фантастическими цветами и невиданными птицами. Цилинь считается символом долгой и счастливой жизни.


На выходе из Топкапы 


Можно хоть на весь день тут остаться, только посидеть толком негде, на древнем мраморе сидела :) По музеем не пошла, там темнота такая, толкотня, да и не люблю я эти тряпочки и оружие рассматривать. Есть магазины с ерундой и с символикой Топкапы, книгами, урашения и т.д. Кафе, где посидеть нет, есть палатка, в которой попить купил, а сесть ищи. 



Часы работы лето 

09:00-18:00, билеты до 17:00

вторник Х


Гарем 450

Святая Ирина 350

Без гарема и собора 750 

Комбо 950 

Комментариев нет:

Отправить комментарий