Офорты Рембрандта - это размышления о Боге и мире, о вечном и преходящем, о человеческом уделе. Созданные им образы библейских и евангельских преданий, бескрайних просторов и малых уголков природы, выстроенные благодаря сложным отношениям белого и черного в пространстве небольших листов, изымают созерцателя из повседневной суеты и погружают в медитацию, итогом которой, в конечном счете, должны стать стоическое приятие мира и надежда на торжество добра, завещанная христианским учением. Лучше всего духовное содержание произведений мастера передают слова евангелиста Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не обьяла его» (Ин. 1:5).
Вершиной в образном и техническом плане по праву считаются произведения 1650-х годов, представленные в этом зале. Почти все они созданы на религиозные сюжеты - главная тема творчества Рембрандта, - и, как характерно для работ художника в это время, события Священной истории перенесены в обстановку жизни простых людей, что наполняет сцены живыми и всем понятными чувствами, но и позволяет увидеть в жизни обычного земного человека возвы шенный дух христианского предания.
В этих произведениях Рембрандт использует весь диапазон выразительных возможностей офорта: от легких, линейных композиций, напоминающих рисунки пером, в листах серии «Детство Христа» или «Христос в Эммаусе» 1654 года до живописных ночных» сцен, воскрешающих в памяти поздние картины художника («Принесение во храм (в черной манере)», 1654/1658; «Положение во гроб», 1654; «Поклонение пастухов (ночная сцена)», около 1652). Свет становится главным выразителем эмоционального состояния, окрашивая одни листы в светлые, лирические тона, погружая другие в скорбные, тревожные настроения. Отправную точку этого развития можно видеть в знаменитом офорте «Христос, окруженный больными» (1643-1649). Отдельные эпизоды в нем объединяет освещение, создающее единую эмоциональную атмосферу, и светоносный серый полутон, от которого художник идет к самым глубоким теням или яркому свету.
Неустанные эксперименты Рембрандта с техникой имели целью выразить духовный и драматический смысл воплощаемых сюжетов, достигающий поистине трагедийного звучания в монументальном офорте «Три креста» (1653).
Поздние офорты отразили углубляющееся с годами трагическое мироощущение Рембрандта, борьба света и тени, выступающая основ ным средством создания образа в этих произведениях, обретает этический смысл.
ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. 1780-1867
МАДОННА ПЕРЕД ЧАШЕЙ С ПРИЧАСТИЕМ 1841 г.
Холст, масло в гмии с 1930 (на Государственного Эрмитажа Ленинград).
Написана по заказу цесаревича Александра Николаев
ЖАН-ФРАНСУА РАФФАЭЛЛИ. 1850-1924
БУЛЬВАР СЕН-МИШЕЛЬ. 1890-е
Холст, масло В ГМИИ С 1948 ( 3 ГМНЗИ, Москва).
Происходит из собрания П.И. Шукина, Москва
КАМИЛЬ ПИССАРРО. 1830-1903
ОПЕРНЫЙ ПРОЕЗД В ПАРИЖЕ (ЭФФЕКТ СНЕГА. УТРО). 1898
Холст, масло В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва).
Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ФРИЦ ЙОХАН ФРЕДЕРИК ТАУЛОВ. 1847-1906
БУЛЬВАР МАДЛЕН В ПАРИЖЕ. 1896-1897
Холст, масло В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва).
Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
Фото сделать сложно из-за бликов от света, отражения людей и окон. ЛУИДЖИ ЛУАР. 1845-1916
ДЫМ ОКРУЖНОЙ ПАРИЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (ПАРИЖСКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ). 1885
Холст, масло
В ГМИИ С 1925 (из ГТГ, Москва). Происходит из собрания С.М. Третьякова, Москва
Очень понравилась эта картина. Фото не отражает все оттенки и особенно яркую полоску неба.
Любимый Клод Моне, которого я не успела посмотреть в Париже, о чем естественно жалею )
КЛОД МОНЕ. 1840-1926
РУАНСКИЙ СОБОР ВЕЧЕРОМ. 1894
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва).
Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
РУАНСКИЙ СОБОР В ПОЛДЕНЬ (ПОРТАЛ И БАШНЯ ДАЛЬБАНА). 1894
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва).
Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ГОРОДОК ВЕТЕЙ. 1901
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
СКАЛЫ В ЭТРЕТА. 1886
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва (приобретена в 1898 в Париже)
ЗАВТРАК НА ТРАВЕ. 1866 г.
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
КЛОД МОНЕ. 1840-1926
СИРЕНЬ НА СОЛНЦЕ. 1873
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва (приобретена для С.И. Щукина И.И. Щукиным)
КЛОД МОНЕ. 1840-1926
ЧАЙКИ. РЕКА ТЕМЗА В Лондоне. ЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА. 1904
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (з ГМНЗИ, Москва) Происходит со СИ. Щукина, Москва
КЛОД МОНЕ. 1840-1926
БЕЛЫЕ КУВШИНКИ. 1899
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ПОЛЬ СИНЬЯК. 1863-1935
COCHA. СЕН-ТРОПЕ (COCHА БЕРТО). 1909
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. 1841-1919
БУКЕТ ХРИЗАНТЕМ И ЯПОНСКИЙ ВЕЕР 1880-1882
Холст, масло
В ГМИИ с 1945
ПОЛЬ СЕЗАНН. 1839-1906 ПЬЕРО И АРЛЕКИН (МАРДИ-ГРА). 1888-1890
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ (СОСНОВАЯ РОЩА) Около 1912
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания И.А. Морозова, Москва
АНДРЭ ДЕРЕН. 1880-1954
ТРОПИНКА В СКАЛАХ. Около 1911
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания И.А. Морозова, Москва
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. 1853-1890
ПЕЙЗАЖ В ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ (ПЕЙЗАЖ С ПОВОЗКОЙ И ПОЕЗДОМ). 1890
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания И.А. Морозова, Москва
ПОЛЬ ГОГЕН. 1848-1903
RUPERUPE (О, ТАИТИ, ЧУДЕСНЫЙ КРАЙ). СБОР ПЛОДОВ. 1899
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Пpoиcxoдит из собрания С.И. Щукина, Москва
АЛЬБЕР МАPKE, 1875-1947
ВЕЗОВЫЙ. 1909
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
АЛЬБЕР МАРКЕ. 1875-1947
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ ЗИМОЙ (СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ, СНЕГ, ЗИМА). 1908
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
АЛЬБЕР МАПКЕ. 1875-1947 гг.
ЗИМНИЙ ВИД ПАРИЖА С МОСТОМ СЕН-МИШЕЛЬ. 1908
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
АЛЬБЕР МАРКЕ. 1875-1947
МОСТ СЕН-МИШЕЛЬ В ПАРИЖЕ. 1908
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Пpoиcxoдит из собрания С.И. Щукина, Москва
АЛЬБЕР МАРКЕ. 1875-1947
НАВОДНЕНИЕ В ПАРИЖЕ. МОСТ СЕН-МИШЕЛЬ 1910 г.
Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ПАБЛО РУИС ПИКАССО. 1881-1973
ДОМИК В САДУ (ДОМИК И ДЕРЕВЬЯ). 1909
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
МОРИС УТРИЛЛО. 1883-1955
БЕЛЫЙ ДОМ. 1911-1912
Холст, масло
В ГМИИ С 1969 (дар М.Э. Кагановича, Париж)
МОРИС УТРИЛЛО. 1883-1955
УЛИЦА МОН-СЕНИ НА МОМАПТПЕ. 1914-1918 гг.
Холст, масло
В ГМИИ С 1948 (из ГМНЗИ, Москва; приобретена ГЭК в 1929 после выставки «Современное французское искусство» в Москве)
МАРК ШАГАЛ. 1887-1985
НОКТЮРН (НОЧНАЯ СЦЕНА). 1947
Холст, масло
В ГМИИ С 1990 (дар И. Шагал, Париж)
Самая милая скульптура )
КОРНЕЛИС ЗИТМАН. 1926-2016
СИДЯЩАЯ ЖЕНЩИНА (ДИНА). 1973
Бронза
В ГМИИ С 1983 (дар Л.Н. Делекторской)
Бабочки и Хризантемы
Купила в магазине музея книжечку с японскими стихами…
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
м. Кропоткинская
Комментариев нет:
Отправить комментарий