Издательство Эксмо
Мураками мне нравится своим изложением и загадками, которые надеешься после прочтения узнать, а они так и остаются загадками, но в процессе чтения узнаешь много интересного, буддийского и филосовского. Переняла у Мураками прием не отвечать на вопросы, когда кажется, что разговор может затянуться или пойти не в ту сторону.
Мне нравится главный герой (все они почти всегда похожи друг на друга и наверное на самого Мураками) своими рассуждениями по поводу происходящих событий и их реакции на них. Все его герои попадают в неожиданные ситуации, которые потом выливаются в фантастические и мистические истории. Мураками все очень подробно описывает, что невольно погружаешься в его мир и живешь там, пока не дочитаешь до конца, да и потом какое-то время осмысливаешь прочитанное.
Муракам наверное знает что такое лагом, потому что очень любит всему давать определение «не мало, не много», «не длинно, не коротко», т.е. в самый раз :)
«Первое, что пришло мне на ум: в свертке картина. При чем большая примерно метр на полтора. Обернута в упаковочную бумагу васи коричневого цвета и несколько раз перевязана бечевкой. Больше на чердаке не оказалось ничего. Слабый солнечный свет сквозь вентиляционные отверстия, сидящий на балке серый филин и прислоненная к стене картина в обертке. В этом сочетании было нечто мистическое и завораживающее.»
Как и большинство романов Мураками, этот тоже начинается вполне естественно, современно, погружая читателя в чей-то (мужской) мир, но в дальнейшем благодаря мистическим знакам, оказываешься в каком-то другом параллейном мире.
Картина, случайно найденная (но ведь не случайно же :) на чердаке принадлежит хозяину дома, на ней изображено убийство Командора в традиционном японском стиле нихонга. Затем загадочный сосед просит нарисовать его портрет за баснословную сумму. Бесконечные знаки и любопытство героя ведут его к чему то таинственному и возможно опасному…
«Любопытство обычно сопряжено с риском. Удовлетворить любопытство, ничем не рискуя, не получается. Как это говорится – любопытство убивает не только кошку.»
«Уходит один человек, приходит другой. Улетучивается одна мысль, возникает другая. Растворяется одна форма, появляется иная. Ведь даже я день за днем постепенно разрушаюсь, что бы восстановиться. Ничто не стоит на одном месте. И только время теряется. Время у меня за спиной миг за мигом становится мертвым песком обваливается и пропадает. А я сижу перед самой этой пропастью и просто прислушиваюсь к тому, как оно умирает.»
«У всего есть светлая сторона. Даже самая толстая и мрачная туча с обратной стороны серебрится.»
«Время чего-то нас лишает, но еще и что-то дает. Очень важно ладить со временем – чтобы оно оставалось за тебя.»
«– Стены изначально возводили, чтобы защищать людей. От врагов, от дождя и ветра. Однако иногда их используют, чтобы людей заточать. Прочная стена делает заточенного человека бессильным и визуально, и нравственно. Бывают стены, создаваемые специально для этого.»
«– А я вот открыл для себя способ выдерживать замкнутые пространства. В одиночке приучал себя день за днем. Пока сидел там, выучил несколько языков испанский, турецкий, китайский. В одиночке не разрешают держать много книг, но словари в их число не входят. Поэтому так называемый «срок предварительного заключения» оказался удобен для изучения языков. К счастью, природа одарила меня силой сосредоточиваться, и я, пока занимался языками, смог легко позабыть про стены. У всего на свете непременно есть положительная сторона.
Даже самая толстая и мрачная туча с обратной стороны серебрится.»
«– Однако и он, безусловно, живет, ограниченный временем, пространством и вероятностью, и все остальные люди в этом мире. И пока живем, преодолеть эти ограничения мы не в силах. Если так можно сказать, все без исключения живем за прочной стеной, окружающей нас со всех сторон.»
«Похоже, время не стоит на месте. Как минимум здесь мир, где время существует и систематически движется в определенную сторону. Но что такое время? – спросил я у себя. Для удобства мы отмеряем течение времени стрелками часов. Но так вообще уместно? Что, время и в самом деле так уж систематически движется в определенную сторону? Может, мы все глубоко заблуждаемся по этому поводу?»
Для того чтобы подружиться со временем, нужно понимать, что оно вселенское и бесконечное, что означает, что его вообще нет, для того, что бы это почувствовать, эту бесконечность, для этого нужно стать таким же и отдалиться от того искусственного материального времени, которое придумал человек.
«Однако разве существуют в этом мире абсолютно правильные или целиком неправильные вещи? В этом мире, где мы все живем, дождь льет с вероятностью то тридцать процентов, то семьдесят. Пожалуй, то же самое и с истиной. Вероятность – то тридцать процентов, то семьдесят. В этом смысле воронам намного легче: для них дождь либо льет, либо нет. И никакие проценты не забивают им головы.»
«Это вообще-то опасное мнение.
– Считать себя нормальным человеком?
– Как написал Скотт Фицджералд в одном своем романе «Никогда нельзя доверять людям, считающим себя нормальными.»»
Комментариев нет:
Отправить комментарий