17 сент. 2020 г.

Будда, Мозг и Нейрофизиология Счастья

Тема буддизма и медитаций всегда меня интересовала, почти всю свою жизнь я что-то читаю и смотрю об этом. 



Мингьюр Ринпоче - тибетский учитель и монах, в этой книге ониочень простым языком объясняет древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает как можно жить более счастливо с помощью медитации, как работает наш мозг и как мы можем изменить наши внутренние установки.


Будда, Мозг и Нейрофизиология Счастья / 

The Buddha, The Brain, and The Science of Happiness


Автор Йонге Мингьюр Ринпоче / Yongey Mingyur Rinpoche 

Переводчик лама Сонама Дордже (Поздняков О.П. в 2008 году)

Издательство Ориенталия

2017


Мингьюр Ринпоче прошел школу буддизма и общался с учеными из разных областей науки, это дало ему уникальные знания. Его способность встречать любой вызов не только с неизменной выдержкой, но и с острым, очень своевременным чувством юмора показывает, что для буддийской практики свойственна определенная степень легкомыслия. 


«Ибо в первом учении, данным Буддой по достижении просветления, говорится, что если суть обычной жизни состоит в страдании, то самым действенным противоядием от него является смех - в особенности смех над собой. Каждая частичка опыта становится ярче, когда вы научились смеяться над собой.»


«Конечно, я и представления не имел, как медитировать, и просто сидел там, повторяя в уме мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ особую комбинацию древних санскритских слогов, известную почти всем тибетцам как буддистам, так и небуддистам. Порой я сидел часами, мысленно повторяя мантру и не понимая, что я делаю. Тем не менее я начинал ощущать, что мной постепенно овладвает чувство покоя.»



«Простое наблюдение за тем, что происходило в моем уме, действительно изменяло то, что там происходило. Вы можете начать испытывать такую же свободу естественной ясности прямо сейчас с помощью одного простого упражнения. Просто сядьте прямо, дышите нормально и позвольте себе осознавать движение воздуха при дыхании, внутрь и наружу. Расслабляясь в осознавании своих вдохов и выдохов, вы, скорее всего, начнете замечать сотни мыслей, пробегающих в вашем уме. От некоторых из них легко освободиться, в то время как другие могут завести вас на длинную и петляющую туда-сюда дорогу смежных мыслей. Когда вы заметите, что погнались за мыслями, просто вернитесь к сосредоточению на дыхании. Делайте это в течение одной минуты. Вначале вас удивит количество и разнообразие мыслей, льющихся через ваше осознание подобно водопаду, низвергающемуся с отвесной скалы. Такое переживание не означает неудачу. Напротив, это знак успеха. Вы начали понимать, какое количество мыслей обычно роится в вашем уме, хотя вы их даже не замечаете. Вы также можете заметить, что увлеклись какой-то цепочкой мыслей и следуете за ними, пренебрегая всем остальным. Потом вы вдруг вспоминаете, что целью упражнения было простое наблюдение за мыслями. Вместо того чтобы наказывать или обвинять себя, просто вернитесь к сосредоточению на дыхании. Если вы будете продолжать эту практику, то обнаружите, что, несмотря на появление и исчезновение мыслей, ничто не нарушает и не прерывает естественную ясность ума.»


«... просто быть, просто смотреть и не думать о результатах. Вначале примите удобную позу, чтобы ваш позвоночник был выпрямлен, тело расслаблено, а глаза открыты. Как только вашему телу будет удобно, позвольте своему уму просто отдыхать в течение примерно трех минут. Просто оставьте свой ум в покое, как будто вы только что завершили длительную и сложную работу. Независимо от того, что происходит - возникают ли мысли или эмоции, замечаете ли вы какой-то физический дискомфорт, осознаёте окружающие звуки или запахи или же ваш ум совершенно пуст, – не волнуйтесь. Всё, что происходит или не происходит,- это просто часть опыта успокоения вашего ума. Итак, просто расслабьтесь, осознавая все проходящее в вашем уме... 


Просто расслабьтесь... 

Просто расслабьтесь... 


По прошествии трех минут спросите себя: каким был этот опыт? Не судите о нём и не пытайтесь его объяснять. Просто просмотрите, что происходило и как вы себя чувствовали. Возможно, вы ненадолго почувствовали вкус покоя чувство или открытости. Это хорошо. А может быть, вы осознавали миллион разных мыслей, чувств и ощущений. Это тоже хорошо. Почему? Потому что, пока вы сохраняли хотя бы элементарное осознание того, о чем думали или что чувствовали, у вас было непосредственное представление о вашем уме, выполняющем свои естественные функции. Поэтому позвольте мне открыть вам большой секрет. Всё, что вы переживаете, когда ваше внимание просто обращено на то, что происходит в вашем уме в любой момент, и есть медитация. Просто пребывать таким образом и есть переживание естественного ума. Единственная разница между медитацией и обычным, повседневным процессом мышления, чувств и ощущений это применение простого, пустого осознания, которое имеет место, когда вы позволяете своему уму пребывать просто таким, как он есть, не гоняясь за мыслями и не отвлекаясь на чувства и ощущения. Мне понадобилось немало времени, чтобы понять, насколько в действительности проста медитация, - в основном потому, что она казалась настолько обычной и близкой к моим повседневным привычкам восприятия, что я редко останавливался, чтобы это признать.»



«Ум во многом подобен океану. Его «цвет» меняется изо дня в день, мгновение за мгновением, отражая мысли, эмоции и прочее, проплывающее, так сказать, «над головой». Но сам ум, как и океан, никогда не меняется: он всегда чистый и прозрачный, независимо от того, что он отражает. Вначале практика осознанности может казаться трудной, но дело не в том, сколь впечатляющим будет ваш успех на первых порах. Что сегодня кажется невозможным, становится легче по мере практики. Нет ничего такого, чего нельзя освоить, к чему невозможно привыкнуть. Просто подумайте обо всех неприятных вешах, которые вы уже принимаете как само сoбой разумеющееся, о том как вы мучительно медленно пробираетесь в плотном потоке машин или общаетесь с раздражительным родственником или коллегой. Вы овладеваете осознанностью постепенно, устанавливая новые нейронные связи и терпеливо подавляя болтовню старых.»


«Мысли – это всего лишь мысли, чувства – это всего лишь чувства, а ощущения – всего лишь ощущения. Они приходят и уходят, когда мы бодрствуем, так же быстро и легко, как и в сновидении. Все, что вы переживаете, подвержено переменам в зависимости от меняющихся условий. Даже изменение одного единственного обстоятельства меняет качество вашего опыта.»


«Обычные люди склонны полностью отождествлять себя с мыслями и эмоциями без какого-либо чувства ясности или естественного осознания. Начав наблюдать за этими приходящими и уходящими мыслями и эмоциями с помощью своего осознавания, вы начнёте понимать, что мысли, эмоции и прочее относительные явления. Их можно определять только по отношению к другому опыту. Счастливая мысль определяется только по сравнению с несчастливой мыслью, подобно тому как высокий человек считается высоким только по сравнению с тем, кто нижe него. Сам по себе этот человек ни высокий, ни низкий. Tочно так же никакие мысли или чувства сами по себе не могут быть описаны как положительные или отрицательные, если только их не сравнивать с другими мыслями. Без такого сравнения мысль, чувство или восприятие просто то, чем они являются. У них нет никаких неотъемлемых качеств или характеристик, и их можно определить только путем сравнения.»


«Как только мы осознаём, что другие чувствующие существа - и люди, и животные, и даже насекомые - подобны нам, что их основное стремление обрести покой и избежать страдания, то когда кто-то делает или говорит нам не то, что нам нравится, в нас уже будет присутствовать определённая основа для понимания: «Что ж, хорошо, этот человек (или кто угодно) занимает такую позицию потому что, как и я, хочет быть счастлив и избежать страдания. Это его основная цель. Он не пытается досадись мне, а просто делает то, что считает нужным.»


Сострадание – это спонтанная мудрость нашего сердца. Оно всегда с нами. Оно всегда было и всегда будет. Когда оно рождается в нас, это значит, что мы научились видеть свою подлинную силу и чувствовать себя в безопасности.


«Когда мы воспринимаем что-либо например шоколад – в качестве приятного объекта, у нас устанавливается нейронное соединение, приравнивающее шоколад к физическому ощущению удовольствия. Это не значит, что сам шоколад хороший или плохой. В шоколаде есть много химических веществ, которые создают физическое ощущение удовольствия. Проблемы создаёт именно наша нейронная привязанность к шоколаду.»


«Мы начинаем видеть в других людях, материальных объектах и прочих явлениях потенциальные источники счастья и несчастья, и жизнь превращается в борьбу, чтобы побыстрее получить то, что нам нужно для счастья, до тех пор, пока это не урвал кто-нибудь другой. На санскрите эта борьба называется сансара, что буквально означает «круг» или «колесо». В частности, сансарой считается колесо, или круг, несчастья привычка ходить по замкнутому кругу, вновь и вновь гоняясь за одними и теми же переживаниями, причём каждый раз ожидая получить что-то новое. Противоположность сансары — это нирвана.»


«Быть человеком, значит обладать силой, а именно: силой осуществлять желаемое. А то, чего мы желаем, восходит к основному биологическому побуждению быть счастливыми и избегать боли.»


Пусть все чувствующие существа обретут счастье и причины счастья. 

Пусть все чувствующие существа освободится от страдания и причин страдания.


Практика милосердия, по существу, состоит в развитии осознания того, что все живые существа хотят чувствовать себя счастливыми, невредимыми и защищёнными. Вам нужно всего лишь помнить, что в умах других существ происходит то же самое, что и в вашем собственном. Вспоминая об этом, вы понимаете, что нет никаких причин бояться кого или чего бы то ни было. Единственная причина ваших страхов это отсутствие понимания, что всё и все, с кем или с чем вы сталкиваетесь, мало чем отличаются от вас: это создания, которые всего лишь хотят быть счастливыми и свободными от страданий.


***

Книгу можно перечитывать, вдумываясь и осмысливая прочитанное. В книге нет никаких фото или иллюстраций, у нее мягкая обложка, которая быстро истрепалась даже при бережном обращении с ней, книгу совершенно не возможно полностью открыть... это достаточно неудобно при чтении. Еще конечно многое автор повторяет и выделяет в отдельные подглавы, иногда не понятные, местами тяжело читалось, но узнала много нового и нашла интересное для себя, а главное - нужно научиться применять эти знания в своей жизни.


Определенно после прочтения к этой книге нужно возвращаться еще много лет... 

***


Буддийское понимание времени и пространства - нет прошлого, будущего и настоящего. Прошлое это воспоминание, будущее - всего лишь идея. Что такое настоящее? Секунда, наносекунда? С буддийской точки зрения сущность времени, так же как сущность пространства и объектов, перемещающихся в пространстве, пустотна. 

«Все явления происходят из ума, который пустотен. Они нигде не существуют на самом деле, кроме как в уме, но они не есть ничто.»


Очень подробно описана практика медитации и я наконец поняла ее смысл - не нужно стараться избавиться от мыслей. Просто нужно сесть прямо, дышать нормально и постепенно позволять своему уму расслабиться. Нужно найти равновесие в своем уме. Медитация - это довольно просто упражнение по пребыванию в естественном состоянии своего теперешнего ума. 

Узнала, что бесконечные мысли в моей голове это просто «нейронная болтовня» и научилась не концентрироваться на этом с помощью не-медитации. Узнала про привычки ума, что у него просто есть установки - «нейронные шаблоны», которые мешают смотреть шире. Про «сумасшедшую обезьяну», которая прыгает с места на место и постоянно отвлекает, создает путаницу в мыслях. Учусь успокаивать обезьяну и свой ум наподобие очищение грязной воды - даю ему «отстояться». Позволяю уму покоиться в безобъективной медитации шинэ: просто оставляю все и расслабляюсь. Не подавляю никакие возникающие мысли, но и не следую за ними. 

Очень понравились советы-опоры для медитаций. 

Когда чувствую напряжение, стресс или не могу заснуть, потому что нейронная болтовня одолевает :) направляю свое внимание на дыхание, на вдохи и выдохи. Сосредотачиваю свое внимание на этом действии. Можно еще считать вдохи и выдохи до семи раз и начинать заново. Еще можно читать мантру начиная вслух, потом про себя повторяя слова три минуты: ОМ АХ ХУМ, а потом дать уму расслабиться. Способов медитаций много и их нужно подбирать под себя как одежду. 

Узнала про природу будды - что вся суть сводится к состраданию и любви. 


«Любовь, настоящая любовь сильнее всего на свете. Она сильнее правил и законов. Сильнее любой армии, любого правительства.» 

– Валериан и Город Тысячи Планет, кинофильм. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий