20 апр. 2021 г.

Мой Zero Waste

«С тех пор как все стало одноразовым, наши стандарты чистоты подскочили до предела. Под влиянием рекламы, которая обещает совершенную чистоту, а вместе с ней и здоровье, мы стали панически бояться микробов и остервенело скупаем одноразовую утварь...» - Дом без отходов, Беа Джонсон.  


Как заботиться о природе, не быть бездумным портребителем и быть осознанным. 
Тема минимализма, экологичности и осознанного потребления сейчас скорее очередной тренд, чем реальная забота о природе. Лозунг маркетинга, который понял как на этом нажиться звучит так «Замени неэкологичные, одноразовые вещи на новые более дорогие и «более экологичные». Хотя по факту самым экологичным решением является отказ от покупок, а не «выбор между двумя вариантами», так как даже самая экологичная вещь тоже требует энергию и другие ресурсы для производства, транспортировки, хранения и продажи. Какая одежда экологичнее? Из органического хлопка или из полиэстра? Та, которая была куплена год назад и уже висит в шкафу :)



У меня раньше были другие ценности и к тому, что есть сейчас я шла долго. Я точно уверена, что все, что нам внушают не обязательно работает и не является верным. Быть красивой можно и без тонн косметики для каждой части тела, я и раньше покупала мало, а сейчас еще сократила список косметических средств. Жизнь люксовых брендов надеюсь тоже подходит к концу, т.к. они действуют совершенно не этично и не экологично. Для себя я решила, что буду отдавать свой выбор и деньги производителям косметики без тестов на животных и стараться меньше ее потреблять. 



Прочитав тонны информации и чтобы не сойти с ума :) я разложила для себя все по полочкам... Что предлагают заменить на многоразовое зеровейсты? Бритву, ватные палочки и диски, бутылку для воды и стакан для кофе, пакеты для продуктов, гигиену для женщин... Я подошла к этому серьезно. 

Если старая вещь служит долго и она нравится, не нужно ее выбрасывать и покупать новую, модную, не нужно вестись на маркетинговый развод. Нужно всегда задавать себе вопрос - какая у меня цель? Сделать дом как картинка в Инстаграм или я реально хочу меньше потреблять и мусорить? 


Не нужно делать все сразу, в один день и торопиться изменить все и всех вокруг себя. Не нужно «обращать в веру» семью, друзей, знакомых это только отталкнет их. Человек так устроен, что он блокирует любую невыгодную ему информацию и обращает все в гнев или стеб. Нужно начинать с себя и двигаться постепенно, шаг за шагом, начиная с самых привлекательных и легких привычек, ведь самое лучшее что можно сделать - это любить природу навсегда, а не пока не надоест. 


Многие совершают главную ошибку - спешат все выбросить неэтичное и пластиковое заменить на металл и стекло. Использовать то, что уже есть лучше, особенно если этим можно еще пользоваться долгие годы, пусть это и пластиковое, но это для вас удобно и служит долго, потому что не все «эко» будет удобной альтернативой. 


Многоразовая бутылка и стакан 


Я не покупала специальную многоразовую бутылку для воды, мне неудобно ее носить, в Москве нет мест, где ее можно наполнить бесплатной водой. Иногда я беру с собой пластиковую (одну и туже) бутылку из дома и приношу ее обратно. Стаканчик для кофе тоже не удалось заменить на многоразовый, тут оказалось не все просто. 



Я тот человек, который любит брать кофе с собой на прогулку, поэтому о покупке такого стакана я долго размышляла... ведь его нужно будет носить с собой, мыть, сушить и не забывать положить в сумку... Конечно такой стакан совершенно неэкономичная покупка, только для тех, кто верит, что приносит пользу планете :) Уже не секрет, что так называемые «бумажные» одноразовые стаканы являются бумажно-пластиковыми с несколькими слоями и не перерабатываются. 

В последнее время я стала чаще пить кофе внутри кафе, чтобы не брать «бумажный» стакан с собой, но прогуляться с кофе тоже очень люблю, это мой ритуал и не хочется от него отказываться. 

Я почти что «купила» такой стакан, пока не стала тщательно изучать состав и он меня расстроил. Везде акцентрируют внимание только на том, что многоразовый стакан изготовлен из органического бамбукового волокна, но забывают указать, что сам по себе бамбук не является прочным материалом, который не пропускает воду, поэтому для его укрепления используют смолы. Какие смолы тоже не расскрывают. И только настойчивые изучают дальше :) В составе «бамбукового» стакана находится минимум 3 % меламин-формальдгидных смол, которые тестируются на животных чтобы подтвердить или опровергнуть их токсичность, а еще при высоких температурах меланин выделяет фармальдегид - токсичное вещество, поэтому посуду с меланином нельзя нагревать, ставить в микроволновку, но производитель разрешает мыть в посудомоечной машине и это похоже на хитрость, ведь в посудомоечной посуда из меланина без еды, а в микроволновой с едой... 

Я в который раз убеждаюсь, что нужно полностью изучать состав до покупки, что замена не всегда лучше оригинала и все конечно нужно взвешивать. Как бы я не любила природу, но покупать сомнительную замену в ущерб своего здоровья и поддерживать производителя с непрозрачной информацией не хочу. Бамбуковые стаканчики это прежде всего дань моде, не говоря о том, что продукция, в составе которой присутствует химическое волокно, не может быть биоразлагаемой, а значит стакан неэкологичный. 
Я очень часто стараюсь не брать крышку для стакана с кофе, никогда не беру пластиковые трубочки нигде, даже в Макдональдсе прошу их мне не давать, там же не беру пакеты, а салфетки забираю с собой, если остались. Ношу пластиковые приборы с собой если намечается прогулка с обедом. Да приходится об этом думать, заранее все собирать, носить мешочки чтобы все это хранить, но мне спокойнее от мысли, что так меньше мусора от меня. 



Многоразовые сумки и мешочки


Самое простое, что можно заменить - это пластиковые пакеты. Не брать и не покупать одноразовые пакеты в магазинах, что бы просто донести покупки домой, а купить несколько тканевых сумок и носить покупки в них. Я много лет использую хлопковые сумки, они со мной так давно, что я даже не заметила очередной эко-тренд на них ). Купила модную уже несколько лет авоську и тоже довольна покупкой, в ней можно донести фрукты и овощи, арбуз и любые покупки. 




Купить, а лучше сшить хлопковые или льняные мешочки и взвешивать фрукты и овощи в них. Можно для начала использовать пластиковые пакеты, но одни и теже не беря новые в магазине, просто положите несколько в сумку на случай непредвиденных покупок. 



В Пятерочке например не нужно клеить штрих-код с весом товара, но придется взвешивать в своей упаковке на кассе. В Ашане можно все отдельно взвесить и положить в мешочек, штрих-коды наклеить на него. Это удобно, особенно если покупать поштучно. Видела еще в Ашане отдел с крупами и орехами на развес (сейчас закрыли из-за новых законов).


Я сшила мешочки из кусочков ткани, у меня остались от занавесок, которые были длинные и простыни из мягкого хлопка. Все равно какая будет ткань, желательно тонкая. Смысл этих мешочков не в экологичности тканей, хотя и это тоже безусловно хорошо, а в том, чтобы не набирать пакеты только донести продукты до дома. Никакие пакеты не разлагаются, а мешочки из ткани прослужат дольше. 

Пакеты для мусора я не использую, весь «сухой» мусор я выбрасываю в мусоропровод как он есть, влажный мусор я складываю в емкость и потом так же выбрасываю (емкость возвращаю и мою). Все пакеты от еды (хлеб, крупы и т.д.) я не выбрасываю, а собираю и потом использую. 




Косметические и гигиенические средства 


Сшила многоразовые диски (можно купить), но они подойдут только для тоника или молочка для снятия макияжа (я этим не пользуюсь), но не для снятия лака например или других целей, когда требуется использовать и выбросить. Не знаю чем можно их заменить в таких случаях, возможно кусочком ткани, который потом можно постирать. Ватные диски и вата тоже неэтично (тестируют на животных) и неэкологично. 

Ватные пластиковые палочки можно заменить на японскую палочку для ушей мимикакиИх придумали за сотни лет до изобретения ушных палочек и использовали как ухочисалку. Выбирать мимикаки лучше из бамбука и металла без пушистых деталей (в оригинале использовали перья). Еще есть пластиковая многоразовая замена ушным палочкам, например бренд LastSwab и его дешевые подделки. 




Многоразовая гигиена


Отказалась от обеденных салфеток, носовые платочки заменила хлопковыми, как во времена моего детства, влажную туалетную бумагу покупаю веганскую, но пока не знаю чем заменить туалетную бумагу, пока покупаю просто сделанную из макулатуры. Женскую гигиену заменила на многоразовую, тут есть приятный выбор.  

Купила несколько хлопковых и бамбуковых полотенец и так довольна, что больше ничем другимне пользуюсь. Хорошо впитывают воду, быстро сохнут, легкие, мягкие, многофункциональные. Я очень люблю такие вещи. 

Бритву попыталась заменить на станок с лезвиями из металла, но не смогла ею пользоваться. 

Компания Gillette внушила женщинам еще более 100 лет назад, что им тоже необходимо бриться, чтобы на них начать зарабатывать, а потом и женские журналы подхватили, Harper's Bazaar один из первых, т.е. на мой взгяд все это было достаточно пристыживающим для женщин, но они «повелись» на это и сейчас иметь волосы там, где они растут от природы стало постыдным. 

В наше время все больше говорится о возможности не бриться вообще. Бодипозитив и феминизм распространены достаточно широко, утверждая право на выбор и на свое мнение. В том числе, это касается и волос на теле. 



Щетка для тела и расческа The Body Shop со мной уже очень давно. Бамбукову зубную щетку купила недавно и она мне понравилась больше пластиковых. Мочалку пеньковую покупала давно в Таиланде и использую для лица как скраб. Губка из пеньки - это натуральное волокно, получаемое по специальной технологии (трепании и чесании) из стеблей конопли. Можно использовать джутовую мочалку или люффу, которая отлично подойдет не только для тела, но и для посуды. Конечно есть смысл заменить мочалки и губки на натуральные, если вы будите их закапывать в землю или использовать компост, ведь только там они пропадут бесследно для планеты. 



Средства для уборки  


Выбираю средства для уборки этичные и экологичные. Самые любимые на кухне - сода и губка из люффы, для стирки тоже сода, мыло и эфирное масло, для уборки дома тоже сода, лимонная кислота и уксус. Недавно нашла средства российских производителей. 



Я не претензионный человек и обхожусь малым, мне не нужны никакие современные гаджеты для жизни, но даже у меня собирается много мусора. 


Что я делаю еще: 

• не покупаю много одного наименования, 
• выбираю этичное в перерабатываемой упаковке (желательно) или без нее (мыло например), 
• не беру пробники, которые мне не нужны, не покупаю наборы, в которых большая часть бесполезна
• фильтрую информацию, которая ко мне попадает, не подписываюсь на токсичные новости, людей, которые вызывают у меня негатив, давно не смотрю новости, сама ищу информацию, которая нужна мне в данный момент или на тему, которая интересна мне. Я выпадаю из общей волны, которую несут сми, транслируют блогеры или внушают маркетологи, 
• не подписываюсь ни на какие боксы с косметикой, отписалась от всех рассылок из косметических магазинов, 
• не ведусь на маркетинговые трюки, что бы мы покупали больше - лимитированное, сезонное, ограниченное, новый состав, использовать до..., тушь менять каждые 2-3 месяца, крем для рук, ног, пяток и т.д. 
• не выбрасываю свои неэтичные вещи, которым уже много лет и они прослужат еще,
• не покупаю новые гаджеты, бесконечную кухонную утварь (кроме посуды, которую люблю),
• стараюсь ненужное продать или отдать, 
• не выбрасывают продукты и косметику после срока годности, который указан на упаковке, лекарства еще три месяца точно использую, смешно даже становится от мысли, что продукт возмет и стухнет именно в этот день :) ведь все эти даты простая формальность (конечно есть реальную тухлятину я не буду), 
• не выбрасываю упаковки от продуктов (пакетики от хлеба, коробки, тетрапак от молока), использую их для мусора
• не переживаю, если приходится взять в магазине пакет под картошку


Главное нужно понимать для чего вы заменяете одноразовое многоразовым и куда вы это потом будете утилизировать, ведь многоразовое тоже когда то станет мусором. Для меня важно количество мусора, а не его качество (заменяя одно другим мы тоже увеличиваем мусор). Я стараюсь искать середину для своей комфортной жизни, но отказаться от всего «ненужного» и быть этичной на 100% у меня не получится. Я делаю максимально возможное для себя не делая себя несчастной.


Комментариев нет:

Отправить комментарий