Но для чего все эти разговоры, если в этом году Arabia опять хочет повторить эту ситуацию. Они выпускают новую специальную кружку Moomin’s Day к 9 августа 2021 года на тех же условиях: продажа только один день, старт в полночь, только 6 кружек в руки… За считанные минуты были сделаны предзаказы во всех официальных магазинах Arabia. Есть еще один сомнительный шанс купить кружку ночью 9 августа, но уверена, что большое количество обращений в одно время просто убьет все сайты и заказ невозможно будет сделать.
В 1964 году, когда ей было за 50, она поселилась на острове своей мечты в финском архипелаге, который совсем крошечный - около 6000 квадратных метров - и изолирован, по словам племянницы Янссон Софии, «скалы посреди ниоткуда». Там почти нет листвы, нет водопровода и электричества. Но для Янссон это был оазис. В течение 18 лет она и ее подруга Тууликки Пиетиля проводили там все лето, уезжая из Хельсинки, как только лед тронулся в апреле, и уезжали только в начале октября. Остров означал «уединение, удаленность, интимность, единое целое без мостов и заборов».
Невероятно, но два хранителя музея нашли в районе на севере Лондона отголосок острова Янссон. Глядя на фотографию Кловхаруна, Мхайри Манкастер и Элисон Уильямс заметили удивительное сходство с заповедником водно-болотных угодий Уолтемстоу, где сеть водоемов содержит острова, названные в честь колоний птиц: остров Баклан, унылый из-за птичьего помета, с огромными камнями и деревьями.
В следующем году в галерее Уильяма Морриса состоится выставка оригинальных работ Янссон и Пиетиля: большую часть работ Пиетиля - она была графическим дизайнером - никогда не видели за пределами Хельсинки. Картины будут включать пейзажи и множество автопортретов. Манкастер объясняет мне по телефону, что одной из главных тем будут «стихийные бедствия», движущая сила в книгах о муми-троллях. Пару лет назад они с Уильямсом посетили студию Янссон в Хельсинки, которую показала семья. «Все ее вещи остались там» и «на дверце туалета - коллаж из бедствий», наиболее запоминающаяся фотография извергающегося вулкана. Пиетиля тоже «похоже, была заинтересована в катастрофах. Многие ее работы ссылаются на войну, лес, пожар, наводнение».
София Янссон хорошо помнит простоту и радушие Кловхаруна, где, пока ее отец разговаривал с сестрой о муми-троллях, она бродила по острову. Доски дома от времени потемнели и приобрели, как она рассказала мне по телефону из Финляндии, «оранжево-желтый оттенок». Чтобы подчеркнуть это, у них еще было оранжевое покрывало и синий ковер. Цвета сливались воедино и создавали уют и тепло.
Подобно маяку, который Туве воспела в повесте Папа и море, в одной из комнат дома были окна, выходящие во все стороны, так что Туве и Пиетила могли наблюдать за горизонтом на 360 градусов и видеть приходящие и уходящие ветра и штормы. Сидя за отдельными столами (в Хельсинки они жили в отдельных квартирах, соединенных мансардным коридором), они много работали. Пока Янссон писала, Пиетила рисовала или снимала на свою 8-миллиметровую камеру. У них был совместный проект по созданию сцен из книг о муми-троллях, Пиетила создавала 3D-модели, а Янссон рисовала их: «Это было их время для игр».
Янссон создавала книги, не похожие ни на какие другие, написанные для детей или взрослых, хотя Роальд Даль, несомненно, делал ей скандинавскую шляпу, когда продюсировал Чарли и шоколадную фабрику. Девятнадцатью годами ранее, в 1945 году, Янссон создала кондитерский пейзаж в своей первой книге о муми-троллях «Муми-тролли и Великий Потоп» со снежным мороженым, сахарной травой и шоколадными деревьями.
Над книгами про муми-троллей не нависает никакой моральный мусор. Нет ни поклонения героев, ни демонизации, ни карательных рамок. Так же прекрасны рисунки муми-троллей с их пузатыми животами, и независимая малышка Мю - еще один вид троллей, достаточно маленьких, чтобы спрятаться в корзине для шитья.
В этом месяце в заповеднике водно-болотных угодий Уолтемстоу открывается выставочная тропа «Женщина, которая влюбилась в остров». Релиз Tove в Великобритании запланирован на 9 июля.»
– Статья Guardian, Susannah Clapp / Сюзанна Клэпп
Комментариев нет:
Отправить комментарий