13 сент. 2023 г.

Мария Кича – Стамбул. Перекресток эпох, религий и культур

Стили и эпохи, прошлое, настоящее и будущее затейливо переплетаются в этом городе, подобно узору на коврах его мечетей…


Толстенная книга в которой красивая обложка, пару фото и сплошной текст мелкими буквами.  


Стамбул

Перекресток эпох, религий и культур



Автор Мария Кича 

Издательство Бомбора 

2020


Мария Кича – кандидат наук, преподаватель, владеет несколькими языками, путешествует и изучает местную историю и культуру. Ведет паблик о культуре и истории Ближнего Востока. 




Обычно у Бомборы красивые книги, но эта получилась плохой. Совершенно не удобно читать, не раскрывается до конца, пришлось насильно это сделать от чего испортился корешок. Обложка мягкая, мнется и углы деформируются при чтении. 



Этой книге очень подошла бы твердая обложка, больший формат и шрифт. 


«Как и несколько веков назад, здесь пьют чай из стеклянных стаканчиков и жарят скумбрию на пристанях. Торговцы несут на головах деревянные подносы с товаром. Люди смешиваются в пестрый и многоликий поток, растекающийся по улицам, как кровь по венам. Это – шумное дыхание Стамбула, его неровно бьющийся пульс, его рваный ритм и негасимый внутренний огонь – живой и жаркий». 



Фото в книге немного, в основном текст и объем его большой. Информация обрушивается датами и именами с первых страниц. Перечисляется много фильмов, книг и упоминаний про Стамбул, люди, которые жили в этом городе и т.д. 

Мне кажется эта книга очень подробно рассказывает о Стамбуле и дает очень много полезной информации, но начинать знакомство именно с нее я бы не стала. 



Автор говорит, что нет такого города в мире, который до сих пор сохранил свой дух, даже Париж растерял свои старые «привычки». И я согласна, на сегодняшний день я узнала очень много о Турции, как турки хранят свои традиции даже в приготовлении блюд. 


«Районы и кварталы Бейоглу Таксим. Каракёй. Топхане, Асмалы и др. – заметно отличаются друг от друга. Особенно хорош Джихангир, названный в память об умершем шехзаде (принце) Джихангиpe – сыне султана Сулеймана І. Это очаровательный семт с европейской архитектурой, тихий и зеленый. На его каменных лестницах, ведущих к Босфору, можно сидеть часами: пить вино, есть мороженое и смотреть, как город дышит и мерцает, словно крупная волшебная рыба: как он зажигает огни в сгущающихся восточных сумерках: как с наступлением ночи над черной водой, не разделимой с таким же черным небом, вспыхивают горы щедро разбросанного золота – это стамбульцы включают свет в своих домах.»



«Bам знакомо это чувство, когда вырываешься на свободу из пыльной, душной комнаты? Солнце светит в глаза, ветер дует в лицо. Морская синева на горизонте сливается с небом. На противоположном берегу в голубоватой дымке возвышается Галатская башня. Вот он, один из классических видов Стамбула, который открывается с причала Эминёню на Галату. Галата – один из старейших районов Стамбула. Он простирается от Галатского моста до площади Таксим.»


«Подобно любой уважающей себя столице. Стамбул лежит на семи холмах. Эти холмы есть на историческом полуострове Суричи*; на вершине одного из них был основан античный Византий. В византийскую и османскую эпохи на каждом холме находился грандиозный храм или монументальная мечеть. На первом холме возвышается мечеть Султанахмет, на его склонах расположились Айя-София и дворец Топкапы. Второй холм венчает мечеть Нуруосмание, за ней раскинулся Гранд-базар. На юге третьего холма стоит мечеть Баязид, на севере – мечеть Фатих. Пятый Сулеймание. Четвертый холм украшает – мечеть Селима 1. Шестой – мечеть Михримах Султан, у подножия которой простираются районы Эдирнекапы. 


* Фактически Суричи - это так называемый «старый город», находившийся внутри крепостных стен Константинополя на мысе Сарайбурну; соответствует ильче Фатих.»



В книге рассказана правда о Топкапы и гареме, кровожадности султанов, интригах, вранье и умении выживать в условиях зависти его «жен». Автор говорит о реальном ощущении, которое должно оставаться у людей после посещения Топкапы, а не о том, какое у некоторых складывается после просмотра известного сериала. Это совсем не похоже на сказку и счастье. В сериале много вымыслов, поэтому хорошо, что в реальном гареме нет той красоты, какую показывают. 


«В самом дворце время давно застыло. Гуляя по территории Топкапы, можно выйти на террасу, с которой Мурад IV ради забавы стрелял из лука по людям в проплывающих мимо лодках. Или вот место, откуда в Босфор сбрасывали мешки с провинившимися султанскими наложницами. А здесь стоит пушка, которую сберегли в память о знаменательном событии: в 1633 году Лагари Хасан Челеби - брат «турецкого Икара» Хезарфена Ахмеда Челеби - с ее помощью осуществил своеобразный полет ракеты. Необычное мероприятие было приурочено ко дню рождения дочери Мурада IV. Изобретатель сделал пороховую ракету и установил ее в пушке на мысе Сарайбурну, у подножия Топкапы. Затем храбрец уселся на ракету, фитиль подожгли – и авиатор взлетел на высоту в 300 м. Хасан Челеби удачно приземлился в Мраморное море и доплыл до берега. Эта история легла в основу одного из рассказов немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о бароне Мюнхгаузене, где тот летал верхом на пушечном ядре (недаром храбрый барон оседлал ядро во время осады именно турецкого города). Несмотря на подобные забавные эпизоды, Топкапы - довольно мрачное место. Странно смотреть на вещи, принадлежавшие знаменитым покойникам. Странно ступать по мраморным плитам, истертым ногами 25 повелителей Порты. Странно осознавать, что жизнь становится историей.»



Комментариев нет:

Отправить комментарий