11 апр. 2020 г.

Астрид Линдгрен - Этот день и есть жизнь

«В чем смысла нет, я знаю. Копить деньги, вещи, дела, жить знаменитостью, красоваться на страницах журналов про знаменитостей, так бояться одиночества и тишины, что ни разу не найти времени в тишине и покое подумать: что делать мне с моим коротким земным веком?»

Астрид Линдгрен. 1983


«Этот день и есть жизнь» - слова шведского поэта Томаса Торильда стали для Астрид девизом жизни.


«Я просто живу и думаю, что вы должны относиться каждый день так, как будто это был единственный, который у вас есть.»

Написана биография немного корявым языком, т.е. какое-то построение предложений странное, как-будто у переводчика русский не родной. Не очень симпатично смотрится надпись на корешке вверх ногами и дополнительная обложка лишняя. 

С книгами Линдгрен у меня связано много детских воспоминаний, в детстве я любила Карлсона и часто повторяла «ничего, дело житейское», потом читала Пеппи Длинныйчулок и у меня даже была кукла с рыжими волосами. Многие произведения я читала уже будучи взрослой, мне нравится в них атмосфера добра, тепла, безопасности... 


Астрид Линдгрен 
Этот день и есть жизнь 
/ En Astrid Lindgren-biografi 

Автор Йенс Андерсен / Jens Andersen
Переводчик Г. К. Орлова (Гаянэ Орлова) 
Издательство 
Колибри 
2016 

В книге мелкий шрифт и много текста, качественная бумага, но мало фотографий. Очень много писем и Пеппи, но мало информации о создании других произведений, например о Карлсоне и Детей из Бюллербю, но наверное цели у автора такой не было...

Биография Астрид Линдгрен, написанная датским автором и литературоведом Йенсом Андерсеном является первой биографией Астрид Линдгрен за последние сорок лет. Она основана на ранее не публиковавшихся писем, дневников и фотографий, а также на полугодовой беседе с дочерью Астрид Линдгрен Карин Найман. 


Кропотливая работа Йенса Андерсена с архивом Астрид наверное должна занять главное место в ее биографии, поэтому начало идет с переписки Астрид с почитателями, которую она вела долгие годы, ей писали и млад и стар... В начале книге этому уделяется много страниц и еще упоминается об отдельной книге, в которой вышла переписка с Сарой Юнгкранц за многие годы. Немного странное начало на мой взгляд... Наверное книгу стоило назвать «Из дневников и писем Астрид Линдгрен»... 

Потом немного детства из которого я узнаю, что отец очень их любил и не участвовал в их воспитании, этим занималась мать, скупая на ласки и нежность... Они прививала детям с малолетства усердие к труду, что те даже перед школой могли собирать свеклу, а потом переодеться и пойти учиться... В свободное от труда на хуторе дети много играли на улице и в лесу. Очень много игр и историй из своего детства Астрид перенесла потом в свои произведения. 

Повествование постоянно скачет, в одном предложение может описываться и старость и детство Астрид. Уже с первых страниц эта книга показалась мне немного скучным чтением... Такое ощущение, что биография держится только на переписке Астрид и еще бесконечные даты, фамилии... 

В книге есть отсылка и некоторые цитаты из первой биографии написанной Стрёмстедт «Великая сказочница» опубликованной в 1977 году к семидесятилетию писательницы.

Астрид Линдгрен была убеждена в том, что человек в любом возрасте должен уметь оставаться один. В новогодний вечер она обычно избегала всякого общества и наслаждалась одиночеством, делая ежегодные записи об ушедшем годе, под музыку Бетховена и Моцарта, с хорошей книгой в руках. 



Лучшая подруга Астрид Анне-Марие Ингстрём, по прозвищу Мадикен... про которую она и написала в одной из своей повести... 


Как и Туве Янссон, Астрид Линдгрен не была писательницей, к этому она тоже пришла позже. В начале она была журналисткой-практиканткой в газете. Там с ней и случилась эта известная история с беременностью, которая дала сюжет к фильму (я его смотрела давно). 

Далее в книге идет подробное описание этих событий, как 17 девушка и мужчина за пятьдесят были влюблены, но больше конечно он, а она была неопытная, но любопытная... Связь закончилась внебрачным ребенком в 19 лет, полным контролем с его стороны и не желанием Астрид продолжать эту связь (он был еще в процессе развода со второй женой)...  Все описывается очень подробно с датами и возможными «доказательствами». 


У Астрид не было беззаботной и веселой молодости, которая должна быть у девушки (я так считаю), она родила ребенка, которого хотела и любила, но вынуждена была отдать в приемную семью, так было нужно по шведским законам.

Она жила впроголодь и работала в Стокгольме, навещала сына в Дании так часто, как могла, тратила на это все деньги и выходные. Была одинока и ее даже посещали мысли о смерти. За это время у нее сформировался критический взгляд на отношения детей и взрослых. Впоследствии это сказалось на ее творчестве. 
«Дети просто уступают силе.»
Но скоро в ее жизни все наладилось, она забрала ребенка домой, привыкла быть мамой, вышла замуж. 


Мне понравились строки из стихотворения «О детях» ливано-американского поэта Джебрана Халиля Джебрана, которую Астрид хранила в кассовой книге своей семьи: 

«– Ваши дети – не дети вам.
Они сыны и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят благодаря вам, но не от вас, и, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в мечтах.
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.
Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.»



У «Эмиля из Лённеберги» много общего с сыном Астрид, часто Эмиля изображают стоящего на руках (верхнее фото - это сын Астрид). Вместо того, что бы вести кассовую книгу с расходами, она в ней записывала все проделки и шутки своего сына, а потом еще вела журнал, когда родилась дочь, записывая все события по датам, как потом это делала мать Эмиля в повести... Еще Астрид любила синий цвет, возможно поэтому тетрадь и костюм Эмиля были синими.
Астрид часто перед сном рассказывала и придумывала сказки детям, о волшебных существах и троллях, приходивших из скандинавских народных сказок, из книжек с картинками Эльзы Бесков, Сказок Андерсена, Йона Бауэра... 

Первые сказки Астрид начинала печатать в газетах... Стиль ее изложения постоянно менялся, пока она не нашла свой. Она не поучала в книгах и не сдабривала их моралью, в них не было виноватых. Чаще всего читатель должен был сострадать ребенку, который слишком рано или слишком быстро становится взрослым, именно на ребенке сосредоточено все внимание в повестях Линдгрен. 

«Она не обращалась к ребенку свысока, как было принято раньше, а смотрела на мир его глазами. Она пыталась чувствовать и мыслить как ребенок.»

Астрид всю жизнь придерживалась озорного, ироничного тона и многие персонажи были похожи на нее... Она была нетипичной матерью и часто играла с детьми как они - залезала на деревья, бегала и качалась на качелях... Они часто и много играли, но Астрид никогда не мешала детям играть так, как они хотели. 




Далее в биографии - рождение дочери Карин, военные годы, появление персонажа Пеппи Длинныйчулок... 



Астрид была стильной, начитанной девушкой с бунтарским характером, она первая сделала короткую прическу и часто копировала стиль актрис того времени. Она была матерью с продвинутым взглядом на воспитание, с ироничным взглядом на вещи, очень добрым и мудрым человеком. 


Пеппи Длинныйчулок - девочка, которая не подчиняется никаким условиям, ее образ появился в следствии увлечениям Астрид новаторским идеям в области детского воспитания и детской психологии. Начала сочинять и писать в 1941 году, а в 1944 подарила книгу дочери на день рождения.

Пеппи противится любому насилию, если кто-то с угрозами вторгается в ее жизнь - она воспринимает это как приглашение поиграть, потанцевать или побороться понарошку. 

Астрид вела дневники и в военные годы, в них она записывала все ужасы, вклеивала газетные вырезки... Из них мы узнаем о нелегком периоде в жизни Астрид: повесть о Пеппи издательство не хотело публиковать считая ее слишком передовой, муж признался в любви к другой, все рушилось... 
«Счастье приходит изнутри, а не от других.»
Астрид молчала и ждала, муж вернулся к ней и попросил прощения, она продолжала заниматься писательской деятельностью и все налаживалось в ее жизни... 


Эльза Олениус - двигатель шведской детской литературы позаботилась о том, чтобы в начале 1946 года на шведском радио начали читать Пеппи Длинныйчулок, потом была пьесса в театре... Как мне это напоминает похожие события в жизни Туве Янссон. И ее тоже «раскручивали» друзья и единомышленники. 


Астрид использовала стилистический прием в литературе - повествование от лица ребенка в 1947 году в книге «Мы все из Бюллербю». В мировой литературе крайне редко встречались дети, которые рассказывали о себе, своей семье... и главное так, чтобы их не перебивал голос взрослого.

«Свободное воспитание не исключает твердости. А также преданности и уважения к родителям со стороны детей, и – самое главное – оно подразумевает уважение родителей к детям».

Биография писателя полезна еще тем, что ты будешь знать чуть-чуть больше о произведениях написанных этим писателем. Многие прячут в них свои собственные переживания и радости. Так, например, когда Астрид потеряла мужа (он рано умер), она написала полное одиночества и смерти «Мио, мой Мио». Потом был совершенно в другой стилистике «Южный луг». В некоторых произведениях Линдгрен тему детского одиночества доводила до крайности. 

«Прежде всего я хочу быть с моими детьми. Затем – с моими друзьями. А еще я хочу быть с собой. Целиком и полностью. Человек мало и ненадежно защищен от ударов судьбы, если не научился оставаться один. Это едва ли не самое главное в жизни».


Еще я узнала, что оказывается стихи про томтена (нисса) это не ее, она лишь перевела и превратила их в рассказы для западных читателей для удобства, а ее имя указали большими буквами, как указывают имя автора, тем самым ввели читателя в заблуждение! Это была коммерческая уловка, чтобы книга продавалась и она продавалась, затем последовало еще две...У нас в России они тоже продаются и все считают, что это произведения Астрид. Автор прям так и намекает на коммерческую жилку у Астрид. 


Видимо это событие подбодрило Астрид как редактора и она уговорила Туве Янссон сделать иллюстрации к новому переводу «Хоббита» Толкина. Не очень приятно приподносит это автор биографии, да и книга критикам не понравился и проект оказался провалом..  



Многие считают, что телесериал «Мы – на острове Сальткрока» снят по книге Астрид Линдгрен, а на самом деле наоборот. Сначала Астрид написала сценарий, потом сняли фильм, а уже потом по нему написала книгу, т.к. сериал стал очень популярен. 

«Мы – на острове Сальткрока», эта счастливая мечта об острове, где во взаимном уважении, с любовью к природе, сосуществуют дети, взрослые и животные. Но тут впервые осознаешь, что в жизни присутствует смерть. Ничто не длится вечно. За секунду безграничная радость превращается в глубокую черную скорбь. 

Прототипами Эмиля были ее отец и брат Гуннар, а ее большое количество несносных ребятишек, включая сына Астрид и ее внуков, за которыми много лет она записывала разные истории и их веселые высказывания, которые потом отразились в этой книге. И имя придумала также случайно, как и Пеппи Длинныйчулок (хотя говорят, что имя придумала ее дочь). 

В 1960-е годы у Астрид было уже шесть внуков, они были ее постоянным источником радости, удивления и вдохновения. И конечно, все окружающие ее дети. 

«По-настоящему радостной была только в детстве – может, потому предпочитаю писать книги, где можно воскресить это чудесное состояние.»

Дальше совсем стало скучно читать, даты, года, имена, краткие выдержки из писем, много политики... При этом автор не удосужился написать возраст сына Астрид, когда он умер, а просто указал дату... мы же должны помнить все даты рождения. Не написал причину смерти... О чем эта биография? Для кого она? Для человека, который хорошо знаком с Астрид Линдгрен и всеми членами ее семьи, хорошо помнит все имена и даты... 

Астрид боролась за права женщин, детей, животных, помогала людям.. 


Она говорила: «жизнь скоротечна и преходяща, нестабильна и иногда бессмысленна», «жизнь - это погоня за ветром»... «жизнь - это скоропреходящая нелепица, за которой наступает великая тишина». 

Суть жизненной философии Астрид Линдгрен заключается в том, чтобы извлекать все возможное и лучшее из отпущенного нам короткого срока на земле. Но этот короткий срок, что нам отпущен на земле нужно наполнять содержанием». Я так согласна с ней, и я стараюсь находить свое «содержание», которым я могла бы наполнить свою жизнь, даже наперекор всем осуждающим взглядам. 



Биография это не сказка или повесть, ее трудно читать - даты, имена, события, их слишком много...Только ту биографию будет интересно читать и вникать в нее, если этот человек тебе интересен и близок по духу. 


Я много узнала о Линдгрен, мне стала более ясна суть ее произведений, я почерпнула для себя ее человеческую мудрость, мне понравились ее мысли о жизни, об одиночестве, о дружбе, о детях, о уважительном отношении к ним и ко всем на земле. Никакого насилия! 


«Я хочу попытаться больше не бояться... настоящее несчастье – страх перед всем и вся. Поэтому пусть жизнь приносит то, что приносит, а мне хватит сил принять то, что она принесет.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий