Автор Paul Gravett / Пол Граветт
Иллюстрации Туве Янссон
Фотографии из архива Туве Янссон
Издательство Thames & Hudson Ltd
Впервые опубликовано в Соединенном Королевстве в 2022 году.
Красивые иллюстрации, редко их встречала в других книгах… На обложке иллюстрация из комикса «Муми-долина превращается в джунгли» 1956 года, акварельный рисунок с цветами подписан «Till Serve 1955».
Автопортрет с персонажами Туве 1957 года. Один из моих любимых рисунков.
Туве Янссон была художником, иллюстратором, карикатуристом, сценографом и художником-монументалистом, а также автором мемуаров, художественной литературы, детских книг и театральных постановок. Она была одной из двух женщин в своем классе живописи в художественной школе, и когда она была близка к осуществлению своей мечты, постоянно вмешивались такие факторы, как Вторая мировая война, часто меняющейся арт-рынок и необходимость зарабатывать на жизнь.
В начале книги автор рассказывает про Туве общеизвестные факты, разве, что перевод ее имени я нигде не встречала. Туве начала рисовать с детства, любила свою маму и природу. Необходимость зарабатывать деньги заставляла ее овладевать разными художественными навыками, она работала в журнале, иллюстрировала чужие книги и шла по стопам своей матери, замещая в ее работе.
«Для своего светловолосого новорожденного ее родители выбрали имя «Туве», происходящее от древнескандинавского слова «красивый». Дом родителей Туве был и студией, где они работали и были очень преданны своему делу. Маленькая Туве усвоила урок своих богемных родителей о том, что создание искусства было повседневным и все такое, и как естественное и жизненно важно, как дышать, или, как она однажды выразилась: «Рисовать –значит быть».
«Туве Янссон любила традиционные сказки, а также истории ужасов (увлекалась Эдгаром Алланом По, когда ей было девять лет) и приключения Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Карло Коллоди и Эдгара Райса Берроуза. Два шведских книжных иллюстратора также произвели неизгладимое впечатление. Оригинальные иллюстрации Джона Бауэра в стиле Рэкхема в ежегодных антологиях шведских сказок «Bland tomtar och troll» («Среди гномов и троллей») были любимцем семьи. От Бауэра Янссон узнала, что «Чтобы лес казался высоким, нужно исключить верхушки деревьев и небо, а только прямые и толстые стволы, которые поднимаются прямо вверх!». Она также изучала троллей Бауэра, долговязых, длинноволосых великанов с огромными носами, эталоном выдающихся морд ее уми-троллей. А у Эльзы Бесков, «Беатрикс Поттер из Швеции», Янссон восхищалась тем, как она «оставляет ребенку широкий простор для собственных размышлений и фантазий» и «воссоздает нас так, что мы в конечном итоге не просто видим, но научились созерцать и понимать» - это тот эффект, который Янссон будет оказывать на своих читателей.»
«В возрасте семи лет, стремясь опубликовать свои собственные сказки, Янссон начала писать и рисовать рассказы и стихи для самодельных буклетов от «Tove Publishing Co.», которые она продавала своим одноклассникам. Между 1921 и 1925 годами она напечатала некоторые сама дома на гектографе или желатиновом дубликаторе. Поскольку результаты пурпурных чернил были бледными, она усилила свои иллюстрации вручную черными чернилами и дополнительной краской. Ее новые навыки уже проявились в таких названиях, как Julkorven («Рождественская колбаса», 1928 г.) и несколько сказок на тему ужасов, таких как «Döden» («Смерть», 1924 г.) и «Kakta Knopp» («Кактусовая бумага»), тираж последней из которых достиг 23 экземпляров к третьему и последнему выпуску. В 1926 году Янссон также вела ярко написанные дневники, ласково обращаясь к своим родителям по их прозвищам «Фаффан» и «Хэм» и добавляя наблюдательные карикатуры, которые она подписала внизу.»
«Янссон примирила свои впечатления о создании комиксов в рассказе «Карикатурист» (1978), в котором создатель вымышленной ежедневной ленты под названием «Блабби» «очень устает», бросает работу и исчезает, а его преемник выслеживает его.»
«Увлечение Муми-троллями достигло еще большего пика в 1960-е годы. К счастью, Туве могла рассчитывать на помощь своего брата Ларса. От комиксов до лицензирования и «не менее пяти звонков из-за границы каждый день». Они вместе зарегистрировали компанию с персонажами Муми-троллей. В том же году, первый анимационный сериал о муми-троллях оказался большим хитом в Японии.»
«Жизнь неспокойна, таков был спокойный ответ Снусмумрика на взволнованную мольбу Хемуля о мире и покое, и это было в семье Янссон. В 1968 году умерла мама Софии (дочь Ларса, брата Туве), ей было всего тридцать восемь лет. В 1970 году Туве Янссон потеряла мать, снова выразив эту глубокую утрату в повести про муми-троллей «В глубине ноября», в месяце, известном в Финляндии как «месяц смерти».
«Мать Янссон однажды предложила ей тему пожилой бабушки и маленькой девочки. В 1972 году это стало «Летней книгой», в которой Янссон нашла способ восстановить связь с матерью, по которой она ужасно скучала, воссоздав и вообразив, как Хэм и София составляли друг другу компанию во время их отпуска на острове. Будучи самой старшей и самой младшей, бабушка из книги и шестилетняя девочка – возраст Софии, когда умерла ее мать, – обсуждают свои противоположные точки зрения на то, что означают жизнь и смерть. Хэм умерла в июле, но в заключительной главе книги «Август» она переживает этот лиминальный «пограничный» месяц и становится свидетелем того, как лето переходит в осень. Чтобы показать, что эта книга не предназначена для детей, Янссон дала ей подзаголовок «Роман», но в 1976 году ее немецкий издатель уговорил ее добавить семнадцать иллюстраций, восемь из которых полностраничные.
«Про муми-троллей Туве написала в своей последней детской книжке с картинками «Опасное путешествие», в 1977 году (одна из моих любимых книг). Когда скучающая, похожая на Алису героиня примеряет новую пару очков и понимает, что может видеть и формировать мир по-другому, и отправляется исследовать его. Туве Янссон изменила свой обычный метод, начав не с написания повествования, а с иллюстрирования двойных страниц яркими акварельными красками фантастических и устрашающих местностей, которые ее путешественники должны были преодолеть. Несколько пейзажей позволили Янссон вернуться к Бескову и Бауэру, ее любимым шведским иллюстраторам сказок, и она включила безошибочно узнаваемые японские мотивы, такие как шляпа и халат Хемуля, стая журавлей и воздушный шар Ту-тикки.»
«Муми-тролли нашли постоянный дом в Тампере, где брат Петиля, архитектор Рейма, предложил разместить их в просторном неиспользуемом подвале новой городской библиотеки, которую он спроектировал. Это, в сочетании с другими пожертвованиями, станет единственным в мире Музеем муми-троллей. В последнее время жизнь Янссон как иллюстратора пошла на убыль, за исключением сборника текстов ее песен о муми-троллях с музыкой и обложек для большинства написанных ею книг. В последние годы из-за дрожащей руки Янссон рисовала все меньше и меньше, но она никогда не переставала отвечать на письма.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий