24 дек. 2022 г.

Муми-книги – Paul Gravett Tove Jansson

Книга жизнерадостного цвета мандаринов, приехала под Рождество :) Ждала я ее долго, теперь с импортом все так и долго и дорого… 



«Эта книга дает новое видение и глубокую оценку жизни и искусства Туве Янссон, одной из самых оригинальных, влиятельных и постоянно пользующихся популярностью иллюстраторов двадцатого века.»


The Illustrators 
Tove Jansson 


Автор Paul Gravett / Пол Граветт

Иллюстрации Туве Янссон

Фотографии из архива Туве Янссон

Издательство Thames & Hudson Ltd  


Впервые опубликовано в Соединенном Королевстве в 2022 году. 


Красивые иллюстрации, редко их встречала в других книгах… На обложке иллюстрация из комикса «Муми-долина превращается в джунгли» 1956 года, акварельный рисунок с цветами подписан «Till Serve 1955». 



Автопортрет с персонажами Туве 1957 года. Один из моих любимых рисунков. 



Туве Янссон была художником, иллюстратором, карикатуристом, сценографом и художником-монументалистом, а также автором мемуаров, художественной литературы, детских книг и театральных постановок. Она была одной из двух женщин в своем классе живописи в художественной школе, и когда она была близка к осуществлению своей мечты, постоянно вмешивались такие факторы, как Вторая мировая война, часто меняющейся арт-рынок и необходимость зарабатывать на жизнь.





В начале книги автор рассказывает про Туве общеизвестные факты, разве, что перевод ее имени я нигде не встречала. Туве начала рисовать с детства, любила свою маму и природу. Необходимость зарабатывать деньги заставляла ее овладевать разными художественными навыками, она работала в журнале, иллюстрировала чужие книги и шла по стопам своей матери, замещая в ее работе. 


«Для своего светловолосого новорожденного ее родители выбрали имя «Туве», происходящее от древнескандинавского слова «красивый». Дом родителей Туве был и студией, где они работали и были очень преданны своему делу. Маленькая Туве усвоила урок своих богемных родителей о том, что создание искусства было повседневным и все такое, и как естественное и  жизненно важно, как дышать, или, как она однажды выразилась: «Рисовать –значит быть».


«Туве Янссон любила традиционные сказки, а также истории ужасов (увлекалась Эдгаром Алланом По, когда ей было девять лет) и приключения Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Карло Коллоди и Эдгара Райса Берроуза.  Два шведских книжных иллюстратора также произвели неизгладимое впечатление. Оригинальные иллюстрации Джона Бауэра в стиле Рэкхема в ежегодных антологиях шведских сказок «Bland tomtar och troll» («Среди гномов и троллей») были любимцем семьи. От Бауэра Янссон узнала, что «Чтобы лес казался высоким, нужно исключить верхушки деревьев и небо, а только прямые и толстые стволы, которые поднимаются прямо вверх!». Она также изучала троллей Бауэра, долговязых, длинноволосых великанов с огромными носами, эталоном выдающихся морд ее  уми-троллей. А у Эльзы Бесков, «Беатрикс Поттер из Швеции», Янссон восхищалась тем, как она «оставляет ребенку широкий простор для собственных размышлений и фантазий» и «воссоздает нас так, что мы в конечном итоге не просто видим, но научились созерцать и понимать» - это тот эффект, который Янссон будет оказывать на своих читателей.»


«В возрасте семи лет, стремясь опубликовать свои собственные сказки, Янссон начала писать и рисовать рассказы и стихи для самодельных буклетов от «Tove Publishing Co.», которые она продавала своим одноклассникам. Между 1921 и 1925 годами она напечатала некоторые сама дома на гектографе или желатиновом дубликаторе. Поскольку результаты пурпурных чернил были бледными, она усилила свои иллюстрации вручную черными чернилами и дополнительной краской. Ее новые навыки уже проявились в таких названиях, как  Julkorven («Рождественская колбаса», 1928 г.) и несколько сказок на тему ужасов, таких как «Döden» («Смерть», 1924 г.) и «Kakta Knopp» («Кактусовая бумага»), тираж последней из которых достиг 23 экземпляров к третьему и последнему выпуску. В 1926 году Янссон также вела ярко написанные дневники, ласково обращаясь к своим родителям по их прозвищам «Фаффан» и «Хэм» и добавляя наблюдательные карикатуры, которые она подписала внизу.»



Туве «собрала» Муми-тролля из наброска, как ответа на спор с братом, названия существ, которыми пугал ее дядя, чтобы она не ела на ночь и своей подписи в письмах. Придумала муми-долину в страшное военное время, чтобы спрятаться от реальности.  

«Однажды во время летних каникул в 1930-х годах молодая Туве быстро и минималистично нарисовала карандашом длинноносого, безрукого, безухого и сварливого тролля. Она подписала этот рисунок «SNORK» заглавными буквами, как звук раздраженного фырканья, и добавила фразу «Свобода - лучшая вещь».  Это был ее последний ответ в философской ссоре с братом Пером Оловом из-за Иммануила Канта, которую они перенесли на стену флигеля коттеджа, арендованного ее родителями на острове.»

«Туве Янссон вспоминала, что впервые идея более сферической морды Муми-тролля пришла ей в голову, когда она заметила пень, «покрытый снегом, который свисал вниз, как большой круглый белый нос», природа предоставила ей еще один из многих источников. Что касается имени, то оно восходит к тому времени, когда она училась искусству и жила у дяди Эйнара: «Когда я была очень молода, всегда голодна и жила с ним в Стокгольме, я брала себе еду из кладовой по ночам. Он изо всех сил пытался убедить меня, что существуют «муми-тролли», которые выйдут и снесут мне затылок – они живут за плитой на кухне, так говорил дядя».  

«Ранние примеры троллей скрываются в виде призраков в ее дневниковых зарисовках; другие, черные, остроухие и почти демонические, отражены в акварельных рисунках. Два маленьких белых тролля впервые попались на глаза публике на обложке карикатуры для Гарма 1943 года. Один из них, названный «Снорк», стал ее «сердитым фирменным персонажем», иногда появляясь рядом с ее именем или логотипом журнала, иногда внутри самой шутки, часто повторяя или комментируя на основном изображении со стороны.  Постепенно этот Снорк превратился в более доброжелательный и привлекательный прототип.»

«Во время Второй мировой войны спрос на картины упал и Туве начала писать от руки нетрадиционную сказку о своем существе Снорке и, наконец, дала ему имя: Муми-тролль. Она написала только половину истории, когда ей пришлось отложить ее в ящик стола, чтобы заработать на жизнь и помочь своей семье и друзьям выжить. Однако весной 1944 года, возобновила работу над рукописью. В том же году, арендовав студию на короткий срок, но все еще живя дома, Янссон работала в этой причудливой квартире с высокими потолками на верхнем этаже, которая потом на многие десятилетия станет ее домом-студией. Именно здесь она достигла счастливого конца своей рукописи и, по предложению друга, стала продавать ее как детскую книгу, добавив иллюстрации.»


«Не испугавшись низких продаж книги «Комета», в 1948 году Янссон погрузилась в создание своей третьей повести, адаптировавшись к другому формату, установленному ее новым издателем Шильдсом, который предлагал больше страниц, но меньшего размера. В «Trollkarlens hatt» («Шляпа хобгоблина») она привлекла компанию муми-троллей и их мир к четкому фокусу, из тени войны к более ярким перспективам. Она также применила то, что она назвала «новой техникой» для своих иллюстраций: «Они лучше, чем в «Комете» - ничего не окрашено, все только черно-белое». Она отказалась от размытия и воспользовалась богатым диапазоном оттенков, достижимым путем изменения плотности нескольких штрихов постоянной ширины, как правило, с помощью технических ручек «Рапидограф» двух разных толщин: одна тонкая, а другая более широкая № 2. Как создатель воображаемого мира, она рисовала на своих зарисовках пейзажи, море и небо использовав разные линии, короткие и длинные, для большей реальности. Несмотря на все ее многочисленные письма, она считала, что иногда линии и поверхности могут сказать больше, чем слова».  

Муми-тролли в этой повести наконец принесли Янссон столь необходимый заработок. 

«На обложках книг Янссон сократила использование жестких черных контуров, отдав предпочтение цветным областям, часто отличая персонажей и другие элементы от фона тонкими белыми контурами, как будто светящимися. В то время как ей нужно было определить полностью белых муми-троллей в черном цвете, она также выделила их, добавив эту «ауру».


«Янссон примирила свои впечатления о создании комиксов в рассказе «Карикатурист» (1978), в котором создатель вымышленной ежедневной ленты под названием «Блабби» «очень устает», бросает работу и исчезает, а его преемник выслеживает его.»



Иллюстрация для банка, которую создала Туве в 1954 году. 


То, что Туве иллюстрировала и другие книги я тоже знаю, даже купила себе Алису с ее рисунками :) 

«Туве спросила издателя: «Могу ли я нарисовать их в стиле ужасов? Такими, какими я их видела, когда была маленькой.» Превратив свою Алису в девочку-подростка и выделив части текста, которые Тенниел никогда не затрагивал, она пригласила читателей в другую Страну Чудес, которая принадлежала и Кэрроллу, и ей самой, вспоминая свои детские фантазии.»


«Хоббит» Толкина в 1962 году ознаменовал собой более сознательную попытку освободиться от линий в стиле муми-троллей и тщательно заполненных поверхностей.  Янссон стремилась к еще большей спонтанности (или ее видимости), многократно рисуя фигуры, некоторые до шестидесяти раз. Она создавала свои собственные  пейзажи, часто бурные и ошеломляющие, и переосмыслила персонажей Толкина. Ее Голлум стал чудовищно большим, к удивлению самого Толкина, который понял, что никогда не уточнял размер Голлума, и поэтому внес поправку во второе издание, описав его как «маленькое склизкое существо».


Много информации я уже знала из выставочной японской книги, но в других книгах эта информация не встречалась. Жизнь Туве автор описывает с большими подробностями и я много узнала нового. 


«Увлечение Муми-троллями достигло еще большего пика в 1960-е годы. К счастью, Туве могла рассчитывать на помощь своего брата Ларса. От комиксов до лицензирования и «не менее пяти звонков из-за границы каждый день». Они вместе зарегистрировали компанию с персонажами Муми-троллей. В том же году, первый анимационный сериал о муми-троллях оказался большим хитом в Японии.» 


«Жизнь неспокойна, таков был спокойный ответ Снусмумрика на взволнованную мольбу Хемуля о мире и покое, и это было в семье Янссон. В 1968 году умерла мама Софии (дочь Ларса, брата Туве), ей было всего тридцать восемь лет. В 1970 году Туве Янссон потеряла мать, снова выразив эту глубокую утрату в повести про муми-троллей «В глубине ноября», в месяце, известном в Финляндии как «месяц смерти». 


«Мать Янссон однажды предложила ей тему пожилой бабушки и маленькой девочки. В 1972 году это стало «Летней книгой», в которой Янссон нашла способ восстановить связь с матерью, по которой она ужасно скучала, воссоздав и вообразив, как Хэм и София составляли друг другу компанию во время их отпуска на острове. Будучи самой старшей и самой младшей, бабушка из книги и шестилетняя девочка – возраст Софии, когда умерла ее мать, – обсуждают свои противоположные точки зрения на то, что означают жизнь и смерть. Хэм умерла в июле, но в заключительной главе книги «Август» она переживает этот лиминальный «пограничный» месяц и становится свидетелем того, как лето переходит в осень. Чтобы показать, что эта книга не предназначена для детей, Янссон дала ей подзаголовок «Роман», но в 1976 году ее немецкий издатель уговорил ее добавить семнадцать иллюстраций, восемь из которых полностраничные.


«Про муми-троллей Туве написала в своей последней детской книжке с картинками «Опасное путешествие», в 1977 году (одна из моих любимых книг). Когда скучающая, похожая на Алису героиня примеряет новую пару очков и понимает, что может видеть и формировать мир по-другому, и отправляется исследовать его. Туве Янссон изменила свой обычный метод, начав не с написания повествования, а с иллюстрирования двойных страниц яркими акварельными красками фантастических и устрашающих местностей, которые ее путешественники должны были преодолеть.  Несколько пейзажей позволили Янссон вернуться к Бескову и Бауэру, ее любимым шведским иллюстраторам сказок, и она включила безошибочно узнаваемые японские мотивы, такие как шляпа и халат Хемуля, стая журавлей и воздушный шар Ту-тикки.»




«Муми-тролли нашли постоянный дом в Тампере, где брат Петиля, архитектор Рейма, предложил разместить их в просторном неиспользуемом подвале новой городской библиотеки, которую он спроектировал. Это, в сочетании с другими пожертвованиями, станет единственным в мире Музеем муми-троллей. В последнее время жизнь Янссон как иллюстратора пошла на убыль, за исключением сборника текстов ее песен о муми-троллях с музыкой и обложек для большинства написанных ею книг. В последние годы из-за дрожащей руки Янссон рисовала все меньше и меньше, но она никогда не переставала отвечать на письма.»



 



Комментариев нет:

Отправить комментарий