2 апр. 2020 г.

Ханс Кристиан Андерсен - Сказочный волшебник

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Ханс Кристиан Андерсен 



В удивительном мире Андерсена все дышит волшебной жизнью, самые обычные вещи по ночам разговаривают и все стремятся к любви и счастью...  
Сказки Андерсена обладают особой атмосферой, их не перепутаешь ни с какими другими. Все знают их героев – маленькую Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, готовую на любые подвиги, лишь бы расколдовать своих братьев-лебедей, трогательную Дюймовочку, Гадкого утенка и Стойкого оловянного солдатика... 



«Жизнь – прекраснейшая из сказок», – утверждал Ханс Кристиан Андерсен. 

2 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения моего любимого сказочника – Ханса Кристиана Андерсена. 

Из прочитанного во многих источниках я узнала, что его происхождение вызывает споры, он был очень болезненным, писал с ошибками, внешний вид вызывал у сверстников насмешки... 

Писать начал в 17 лет и в его сказках (как и у многих писателей) прототипами были реальные люди и он сам. Например, судьба гадкого утенка очень похожа на жизнь самого Ханса Кристиана –  они оба с детства терпели издевательства сверстников, из-за которых чувствовали себя изгоями и замыкались в себе, и только во взрослом возрасте завоевали уважение окружающих. Андерсен признавался: «Эта история, несомненно, является отражением моей собственной жизни». 



Андерсен очень любил Рождество и елку, всякий раз, когда у него была возможность, он помогал украшать ее сделанными своими руками бумажными украшениями - сердцами, куклами, флагами. Его плетеное сердце и другие бумажные украшения хранятся в музее в Дании. Доподлинно не известно, была ли это его идея или он увидел ее у кого-то... 

Андерсен всю жизнь был одиноким и в его сказках тоже отражается. Многие сказки достаточно грустные и в оригинале достаточно жестокие, чем мы привыкли (в наших переводах много сокращали и меняли), в его сказках много молитв, потому что он был глубоко верующим человеком... Его сказки полны смысла, который не всегда открывается сразу, на ним иногда приходится задумываться и раскрывать его для себя... 

В память об Андерсене Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY) в 1956 году учредил премию, которой награждаются лучшие детские писатели, а с 1966 года – и художники-иллюстраторы. 

Медаль Андерсена вручается раз в два года 2 апреля – в день рождения писателя. Эта премия считается наиболее престижной в области детской литературы, ее иногда даже называют «малой Нобелевской». В разные годы лауреатами премии становились Элинор Фарджон, Астрид Линдгрен, Эрих Кестнер, Туве Янссон, Джанни Родари и Эйко Кадоно.



Добрый и грустный Андерсен из года в год привлекает к себе внимание издателей, которые выпускают все больше разных книг, порой адаптируют и упрощают его произведения под разного читателя... 

Я стараюсь читать отзывы к книгам, порой уделяю этому много времени и часто нахожу в них рекомендации, по которым не раз меняла свой выбор в пользу других издательств ради художника, находила много подсказок по переводам и иллюстрациям, годам издания... 

Мне сложно было выбирать книги со сказками Андерсена в свою коллекцию, потому что все в них не так... или замечательные иллюстрации, но их мало, или ошибки в тексте, или набор сказок не подходил... Изучала этот вопрос долго, порой утомительно и получилось то, что получилось ) 



Первая моя книга Снежная королева с замечательными иллюстрациями Патрика Джеймса Линча. Вторая книга сборник сказок с иллюстрациями под старину австрийской художницы Лизбет Цвергер. Ее стиль мне очень понравился, мне кажется он отлично отражает дух того времени, ведь сказки Андерсен написал очень давно... 

Второй сборник сказок я выбрала с потрясающими иллюстрациями Кристиана Бирмингема, он долго лежал в корзине, но потом я отказалась от этой книги в пользу сборника с иллюстрациями белорусского художника из Питера Антона Ломаева. 

Хотя, иллюстрации Бирмингема мне очень нравятся своей нежностью, но я решила, что лучше покупать книги с его иллюстрациями отдельными произведениями, потому что сборник составлен очень плохо и имеет только одну иллюстрацию к каждой сказке... Так у меня появилась еще одна Русалочка и Снежная Королева с иллюстрациями британского художника (а потом и Спящая Красавица :)... 



Конечно не хватает мне любимых сказок Ель и Калоши счастья... пока не встречала их ни в одном красивом сборнике. Я увидела себя в этих сказках, но такая я была уже давно :) Сказки Андерсена многому учат. 

Андерсен написал более 170 сказок, которые стали неотъемлемой частью и детского, и взрослого мира. Не всякая его сказка легка для понимания, не каждая имеет счастливый конец. Но даже в самом темном сюжете великого сказочника всегда можно найти свет и надежду. Читая сказки Андерсена, невольно переносишься в мир его персонажей, учишься терпению и целеустремленности, мудрости и оптимизму, способности отличать добро от зла.

Продолжение следует... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий